01.07.2008 15:16
    Поделиться

    Судьба ЕС оказалась в руках "евроскептиков"

    Случилось то, чего руководство ЕС боялось больше всего. Провал Лиссабонского договора в Ирландии запустил негативную "цепную реакцию" на континенте. Вот уже и президент Польши Лех Качиньский заявил, что  отказывается подписывать  договор о реформах ЕС. Заявление о переносе подписания договора сделал и президент Германии Хорст Келлер. Не сегодня-завтра то же самое заявит и официальная Прага.

    Похоже, Польша еще не раз покажет Европе свой крутой норов. Европа еще не раз вспомнит тот день, когда решила в ускоренном порядке принять поляков в "ряды европейцев", не дожидаясь пока те,  как следует,  "созреют"  до Единой Европы. Развалив в свое время Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), новые польские лидеры, похоже, делают все возможное, чтобы теперь развалить и Евросоюз.

    Польский президент, который в недавнем прошлом активно потрудился на ниве  борьбы против Лиссабонского договора, в очередной раз  буквально ошарашил Европу. Казалось, все дебаты о "евроконституции"  позади и Польша уже добилась от уставшего бороться Брюсселя всех уступок, которых только  желала. В конце концов, сам же Качьньский в декабре прошлого года уже  подписал Лиссабонский договор.  Недавно его ратифицировал  польский сейм. Оставалось лишь продублировать свою подпись президенту,  и договор считался бы ратифицированным Польшей.

    Но не тут-то было. Буквально в последний момент  Лех Качиньский заявил об отказе подписать документ.  "После результата референдума в Ирландии это становится бессмысленным. На данный момент вопрос о подписании договора лишен смысла", -  пытался убедить журналистов польский  президент. "Трудно сказать, чем все это закончится, - добавил без оптимизма "несгибаемый Лех", -  но, с другой стороны, заявления о том, что без этого договора не будет Евросоюза, являются несерьезными".

    Так Европа, вслед за Ирландией, можно сказать, получила "второй фронт" борьбы против Лиссабонского договора, теперь уже в лице Польши. Причем, произошло это как раз накануне вступления Франции в права председательствующей в ЕС страны. В связи с этим наблюдатели сразу же отметили, что заявление Качиньского в первую очередь ставит под удар президента Франции Николя Саркози, который  заявил, что выход из институционального кризиса ЕС будет для него главной задачей во время наступившего председательства.

    По мнению Саркози, выступившего накануне с программной речью, в деле строительства единой Европы были допущены ошибки, и жители ЕС начали терять веру в успех этого проекта.  Отказ жителей Ирландии ратифицировать Лиссабонский договор, по словам Саркози,  делает нашу задачу более трудной.  Но этот документ нам жизненно необходим, без него дальнейшее расширение ЕС невозможно. Не позднее 11 июля Саркози уже собирался лететь в Ирландию, чтобы решать возникшие вопросы, а тут вот и поляки подоспели…

    Судя по всему, нынешний демарш Качиньского - совсем не спонтанное проявление чувств, а хорошо выверенная акция со многими задачами. За ней явно угадывается все та же политика едва прикрытого шантажа, которую Варшава, в зависимости от обстоятельств,  применяет  в отношении своих главных союзников по НАТО и ЕС. То к Вашингтону в вопросах ПРО, то к Берлину и Парижу в вопросах евроконституции или Украины.

    Как известно, Германия и Франция на последнем саммите НАТО в Бухаресте  выступили  против ускоренного приема Украины в военный блок, на чем активно настаивали США и Польша. Варшава, как известно, не прочь сыграть в отношениях с Киевом роль "большого брата", покровительствующего при приеме в НАТО или ЕС. Естественно, небескорыстно. Призрак восстановления Речи Посполита от Балтийского до Черного морей с некоторых пор явно витает в польских коридорах власти. 

    Одним словом, сильно обиделась Варшава на Париж и Берлин за отказ дать ПДЧ Украине в Бухаресте. А тут, как нельзя  кстати для поляков, провал референдума в Ирландии и французское председательство в ЕС. Вот когда пришло время отыграться. Вот теперь Париж попросит конституции у Варшавы, вот теперь посмотрим - кто от кого зависит. Вот теперь и можно поставить вопрос ребром: хотите конституции? Пожалуйста. Вы нам - Украину в НАТО, а мы вам - Лиссабонский договор. В заявлении Качиньского между строк все это уже читается. Думается, в Берлине и Париже это послание тоже уже прочитали и вряд ли обрадовались, поняв, что теперь пришла их очередь стать объектом шантажа со стороны Варшавы.

    Кстати, в Берлине в последний момент тоже решили притормозить лиссабонский процесс. Правда, по другой причине. Президент ФРГ Хорст Келлер отложил подписание закона о ратификации Лиссабонского договора, который был принят бундестагом 24 апреля и утвержден бундесратом 23 мая нынешнего года большинством в две трети голосов,  из-за того, что хочет дождаться решения Конституционного суда, куда поступило несколько исков против договора.

    Ходатайства о признании ратификации Лиссабонского договора недействительной направили в высшую судебную инстанцию ФРГ оппозиционная Левая партия (ЛП), а также депутат бундестага от баварского Христианско-социального союза (ХСС) Петер Гаувайлер. С учетом поступивших ходатайств Конституционный суд обратился к  Келеру с просьбой отложить подписание документа до их рассмотрения, которое должно состояться в ближайшее время. Закон о ратификации Лиссабонского договора может вступить в силу в Германии, как и в Польше,  лишь с момента подписания его президентом.

    Впрочем, риск распространения ирландской "заразы"  растет не только в Польше, но и в соседней Чехии.  Президент этой страны Вацлав Клаус уже констатировал "кончину" Лиссабонского договора, а местный Конституционный суд, как ожидается, лишь в октябре-декабре  вынесет свой вердикт относительно этого документа. В этом случае, даже при благоприятном исходе,  ломается весь график  вступления в силу договора о реформах. А ведь и в Чехии договор должен подписывать президент.

    Таким образом, совершенно парадоксально, но дальнейшая судьба Евросоюза сейчас фактически оказалась в руках  главных "евроскептиков" Европы - лидеров Польши и Чехии. Лидеров  двух стран, которые с некоторых пор играют в стратегии США в Европе определенную, не до конца еще проясненную роль. Роль,  которую некоторые аналитики сравнивают с ролью "Троянского коня". Неужели этого ждала Единая Европа, когда принимала Варшаву и Прагу в свои ряды?

    Поделиться