01.07.2008 01:00
    Поделиться

    Факторинг в России "повзрослел" и стал мишенью для мошенников

    По мнению экспертов, это подтверждает, что рынок действительно растет

    Рынок факторинговых услуг выказывает недюжинные склонности к росту. 2007 год: плюс 84 процента, прогноз на нынешний: еще 80 процентов к достигнутому. Темпы столь впечатляющи, что эксперты, собравшиеся на конференцию "Факторинг-2008: новые горизонты" ("Эксперт РА"), высказали мнение, что нынешний факторинг в России - это по большому счету уже не банковская услуга, а самостоятельная финансовая отрасль.

    Что изменилось

    В целом рост рынка чуть замедляется, но происходит это во многом по причинам позитивным - в связи с выходом на более сложные сегменты рынка, а также освоением факторинга региональным бизнесом, где со специалистами не густо.

    И еще одна особенность: ныне компании предоставляют услуги не только под уступку дебиторской задолженности, но и под иные виды активов. Кстати, прошедший год отмечен первой сделкой, совершенной с использованием технологии секьюритизации платежей. Такую сделку отличают большая трудоемкость и сложная схема обеспечения, предусматривающая участие нескольких фирм и банков, включая крупных западных игроков.

    Главной характеристикой факторинга становится не процентная ставка и игра на ней, а бесперебойное финансирование и качественный сервис, что способны гарантировать мощное IT-обеспечение, эффективная система управления рисками и грамотный персонал. Именно в таком порядке расставлены ныне главные составляющие успеха или неуспеха компаний на факторинговом рынке.

    IT за миллион

    На конференции прозвучало любопытное признание эксперта Григория Карповского: "Важно понимать, что обслуживать 100 клиентов можно, обслуживать 200 клиентов - тяжело, обслуживать 1000 клиентов - нереально без вложения колоссальных сумм - как минимум миллион долларов - в IT-обеспечение, в операционный центр".

    Кстати говоря, в 2007 году российские фактор-компании обслужили более трех миллионов поставок. При этом всякий раз надо было отследить массу параметров, таких как доля прямых платежей, доля платежей третьих лиц, изменение концентрации, платежного оборота...

    Без IT-программирования все это было бы невозможно. Неспроста оно становится все более прибыльным бизнесом. Правда, очень сложным. Каждая программа, по сути, уникальна. Конечно, есть общие принципы, базовое построение, отработанные блоки, технологии защиты рисков возникновения просрочек... Для новичка-фактора этого общего знания достаточно. Факторинг-программисты учли это. И на рынке появились предложения о продажах отечественных программ за 50 тысяч долларов. Сравните: миллион и 50 тысяч! Потом, так или иначе, в такую айтишку приходиться вкладываться и вкладываться...

    Есть другой путь. Факторы ищут хороших программистов, нанимают их. Те разрабатывают программу под конкретные условия компании. Получается дороже, но эффективнее. Это пока наиболее распространенный вариант.

    Третий путь - покупка программы у зарубежного разработчика, а потом ее подгонка под свои требования. Кстати, у этого варианта есть своя привлекательность, и ее хорошо понимают западные программисты, приехавшие со своими предложениями в Москву. Их системы за час производят полные расчеты и переводы денег в любую точку бизнес-пространства.

    Управление рисками

    И еще по одному показателю российские бизнес-структуры приближаются к западным стандартам. У нас, как и в Европе, стали возникать неприятные ситуации при анализе с помощью IT-системы фактического, а не на бумаге, исполнения сделок. Есть признаки, которые позволяют, по крайней мере, заподозрить мошенничество. Дело в том, что нередко деньги формально берутся под факторинг, а используются произвольно. По мнению экспертов, доказать злой умысел в случаях с факторинговыми сделками довольно сложно. Пока мы не учитываем тот факт, что наибольшие потери западные компании несут не от неплатежей дебиторов или нежелания клиентов отвечать по своим обязательствам, а от мошенничества клиентов, которые используют "воздушные" поставки.

    Обман может длиться годами, а факторинг радоваться, что обороты растут, поскольку специфика мошенничества такова, что для его сокрытия клиенту необходимо совершать мошеннические действия на все большую и большую сумму. Рост объемов мошенничества на российском факторинговом рынке отмечают и независимые эксперты. Они связывают это с отсутствием у компаний адекватных процедур управления рисками.

    В прошлом году просроченная задолженность, идентифицированная как мошенничество, появилась лишь у трех факторов и составила она не более четырех миллионов рублей. Однако это всего лишь подтверждает, что далеко не все хотят выносить сор из избы.

    Каков выход из ситуации? Прежде всего - страхование сделок. Однако в России к услугам страховых компаний прибегают пока лишь отдельные участники рынка, работающие в основном с крупными клиентами.

    - Передаваемые на страхование портфели факторов сформированы в основном за счет дебиторской задолженности, уступаемой факторам крупными компаниями и компаниями из верхнего сегмента среднего бизнеса, - считает кандидат экономических наук Михаил Карякин.

    Заметьте, речь идет только о дебиторской задолженности. О страховании от мошенничества разговора пока вообще нет.

    А теперь о том, что думают о нынешнем состоянии российского факторингового рынка сами его игроки.

    Антон Мусатов, заместитель председателя правления банка НФК:

    - Существует большое заблуждение относительно того, что требуется от IT-программы в плане защиты от рисков. Сейчас очень многие IT-компании предлагают факторинговые решения для банков. Есть формализованные банковским опытом технологии защиты рисков возникновения просрочек: если просрочка превышает определенное количество дней, то лимит автоматически обнуляется. Существуют различные отчеты по структуре лимитов, их распределению, а также иногда осуществляется экспресс-анализ финансового состояния клиента и порой даже дебитора. Так вот, с точки зрения защиты от риска мошенничества подобные IT-решения ничего не дают.

    Григорий Карповский, президент ФК "Еврокоммерц":

    - Мне хотелось бы попросить своих молодых коллег, начинающих факторингов: не надо гнаться за сиюминутной выгодой, привлекая непроверенных и нечистых на руку клиентов. У отечественного рынка колоссальные перспективы, которые не стоит ставить под сомнение непродуманными действиями.

    Михаил Трейвиш, председатель правления Национальной факторинговой компании:

    - В России появилась новая отрасль экономики, с ней уже считаются в мировом деловом сообществе. Вместе с тем с каждым годом российские факторинги все больше ужесточают требования, стремясь адаптировать наиболее успешный мировой опыт к российской действительности, и избежать при этом целого ряда ошибок, допущенных ранее более зрелыми рынками.

    Поделиться