Если и есть в декоративно-прикладном искусстве материал, которому суждено быть в этом царстве "царем", то это, несомненно, фарфор, вобравший в себя и скульптуру (объем, форма), и живопись (роспись).
Русский музей, открыв в залах знаменитого Михайловского (Инженерного) замка - недолгой резиденции Павла I - выставку фарфора, преподнес замечательный подарок его любителям и коллекционерам. Экспозиция создана на основе обширной коллекции фарфора частных фарфоровых производств XIX столетия - двух знаменитейших, после Императорского фарфорового завода, заводов - купца Батенина и братьев Корниловых и включает в себя 400 произведений. Первые витрины, встречающие посетителей, сразу дают представление о продукции и того, и другого предприятий.
Батенинское дело просуществовало не слишком долго - с 1815-го до пожара 1838 года, уничтожившего основные мастерские, но оставило значительный след в развитии фарфорового искусства в России. Фирменные батенинские темы - роскошные золоченые вазы и сервизы с цветочными букетами и гирляндами. Но совершенно особое место занимали в батенинском производстве предметы со скрупулезно воспроизведенными на любых объемах - от грандиозных ваз до миниатюрных чашечек - видами Петербурга, как бы подчеркивавшими столичное местоположение завода. Образцы же для прорисовок и росписи брались самые высокие и воспроизводились с поразительной точностью. Недаром в залах с витринами соседствуют видовые гравюры - спасибо куратору выставки Е.А. Ивановой, позаботившейся и об этом.
Батенинский фарфор пользовался широкой популярностью не только ввиду своей нарядной красоты и высокого качества, но и доступности цены. Лучшие образцы батенинского фарфора получили заслуженное признание у профессионалов - на Первой публичной выставке русских мануфактур 1829 года завод был удостоен Большой золотой медали, обогнав Императорский фарфоровый завод. Кстати, царская семья не гнушалась заказывать повторы разбившихся предметов из своих сервизов именно частным производствам - и это тоже продемонстрировано на выставке.
Но ампир со временем сменился распространенным в 1830-е годы стилем "шинуазри" (попросту - "китайщина"), а вскоре батенинское производство, разрушенное пожаром, и вовсе прекратило существование. Эстафету подхватил завод братьев Корниловых, куда перешли батенинские мастера. Предприятие выпускало изделия, имеющие самые причудливые, порой совершенно не отвечающие их назначению очертания, делавшие их затруднительными в использовании, что в первую очередь касается сервизов.
Нельзя здесь не сказать о второй корниловской линии - массовом производстве фарфоровой пластики (скульптура выполнялась по лучшим майсенским образцам). Произведения завода высоко котировались и на международном рынке, экспортировались за границу, удостаивались наград на российских и международных выставках.
Однако в 1910-х годах завод переориентировался на выпуск технического фарфора (изоляторов), что было финансово выгоднее, а в августе 1917 года завод братьев Корниловых был закрыт. На этом эпоха частных фарфоровых предприятий России завершилась.