Новости

01.07.2008 00:00

Европейский феномен: "Русские идут!"

Впечатляющие успехи России последнего времени в спорте, заметно повысившие ее престиж на международной арене, иначе, чем настоящим прорывом, не назовешь.

Это и победа в конкурсе на проведение Олимпиады-2014 в Сочи, и триумф российской сборной по хоккею, впервые за 15 лет завоевавшей титул чемпионов мира, и победа футболистов питерского "Зенита", завоевавших престижнейшую награду - кубок УЕФА. Не говоря уже о самых последних достижениях нашей сборной по футболу, сумевшей на Евро-2008 выйти из числа наиболее прогнозируемых аутсайдеров и (опять же впервые за несколько десятилетий) вырваться в фавориты чемпионата. Европейская пресса пестрит практически одинаковыми по смыслу заголовками: "Русские идут!" Причем кроме громких спортивных побед теперь мы получили возможность гордиться еще и яркими событиями в области культуры, которые способствуют созданию положительного образа нашей страны за рубежом.

13 июня в небольшом альпийском городке одной из стран - хозяек чемпионата Евро-2008 - Австрии состоялся международный фестиваль JazzaNova, организованный российской компанией "Интеко", с участием легенды мировой музыки певца и композитора Стиви Уандера. Этот музыкальный праздник, по мнению европейской прессы, стал "самой яркой культурной доминантой проходящего чемпионата". Своим выступлением на JazzaNova слепой от рождения музыкант Стиви Уандер, неизменно находящийся на вершине музыкального Олимпа, имеющий 34 попадания в Топ-10 и 25 статуэток "Грэмми", а также свыше 100 млн проданных дисков, дал символический старт - впервые после 12-летнего перерыва - своему новому мировому турне, которое официально начинается 8 сентября в Бирмингеме.

Кроме мегазвезды Уандера, перед гостями JazzaNova выступили как всемирно известные западные музыканты, так и российские звезды: Liquid soul (Чикаго, США); "Хор Турецкого" (Москва, Россия), Brazaville (Лос-Анджелес, США); Ирина Отиева (Москва, Россия); Сергей Жилин и "Фонограф" (Москва, Россия).

JazzaNova, который организаторы планируют сделать ежегодным, стал отражением самых последних мировых тенденций в области проведения джазовых фестивалей - впервые мероприятие, организуемое россиянами, имеет все шансы занять одно из ведущих мест в европейском музыкальном календаре.

Если сравнивать JazzaNova с другим европейским джазовым фестивалем Jazz Montreux, обладающим многолетней историей (с 1967 года регулярно проходит в конце июля в швейцарском Монтре), то при всех имеющихся отличиях можно заметить между ними немало общего. Во-первых, оба этих мероприятия проводятся в стиле open air: выступления артистов в рамках Jazz Montreux проходят по большей части в парковой зоне, а в свою очередь JazzaNova собрал свою аудиторию на открытом городском стадионе Китцбюэля.

Во-вторых, оба фестиваля очень близки идеологически. Однако, если швейцарцам понадобился не один десяток лет, чтобы раздвинуть достаточно узкие джазовые рамки, то россияне - сразу же вписались в наиболее прогрессивный формат проведения фестивалей, становящийся на глазах общемировым трендом. На обеих площадках звучит музыка очень высокого класса, но при этом очень часто выходящая за рамки собственно джаза. И это не случайное решение.

Джаз очень многогранен, и в последнее время нередко возникают споры о том, относится ли какое-либо новоявленное течение к джазу или это нечто другое... Так что сегодня слово "джазовый" в применении к проходящим в Европе музыкальным фестивалям - это в большей степени дань условности. На джазовых фестивалях сегодня можно услышать настоящий рок, этнику, современный авангард. Да и сам джаз сегодня - это не только продолжение традиций, но и постоянный поиск нового звучания, музыкальные эксперементы и стремление к сочетанию самых разных, подчас полярных жанров, что становится своеобразным музыкальным решением проблемы толерантности, как никогда актуальной для нынешней Европы. И именно эта особенность современной европей ской ментальности была очень точно подмечена и воплощена россиянами в Китцбюэле.

В-третьих, площадками Jazz Montreux и JazzaNova стали небольшие городки, удаленные от столиц с их насыщенной культурной жизнью, но являющиеся при этом весьма престижными европейскими курортами, принимающими гостей со всего мира. При этом многие из подобных вполне респектабельных поселений являются любимым местом отдыха наших состоятельных, но нередко малоцивилизованных соотечественников, наносящих своим поведением ощутимый урон репутации всех россиян. И судя по всему JazzaNova внесла свою лепту в изменение этих устоявшихся представлений. Как отмечает австрийская пресса: JazzaNova стал настоящим воплощением толерантности, а благодаря российским организаторам фестиваль, прошедший на самом высоком уровне, показал "новое лицо России как великой культурной державы".

В-четвертых, между Jazz Montreux и JazzaNova можно проследить и некую почти мистическую историко-культурологическую связь. Главной концертной площадкой у швейцарцев является "Аудиториум Стравински". Комплекс не случайно носит имя русского композитора Игоря Стравинского, который некоторое время жил в этом швейцарском городке. И именно здесь он написал часть своих знаменитых произведений - "Петрушка" и "Весна священная", ставших настоящими жемчужинами "Русских сезонов" Сергея Дягилева. А JazzaNova, со своей стороны, является одним из этапов дягилевских "Русских сезонов", культурные традиции которых возрождает "Интеко". Первый этап - празднование "Русского рождества" прошел в начале года здесь же, в Китцбюэле, второй - Russian seasons in Cannes. Virtuoso party - прошел в Каннах, а четвертый - состоится этой осенью в Мюнхене.

Впрочем, на фоне всех похожих моментов и аналогий между фестивалями существует и разница. Самым приятным отличием JazzaNova, организованного россиянами, от мероприятия, проводимого швейцарцами, является принятое организаторами решение сделать его посещение полностью бесплатным. Распространение приглашений было доверено общественным, культурным, образовательным организациям и здравоохранительным фондам, проводились розыгрыши приглашений в австрийских СМИ. В результате этих усилий в Китцбюэле собрались любители музыки со всей Европы. Благодарные слушатели, в числе которых были также и инвалиды по зрению, для которых Стиви Уандер является величайшим кумиром, высоко оценили уровень выступавших артистов, окрестив JazzaNova "альпийским джазовым Олимпом".

Так что получается, что такие события в области культуры, организуемые усилиями россиян, наравне с победами наших спортсменов на мировых и европейских первенствах, становятся важной составляющей "культурной революции" в восприятии европейцами образа нашей страны.

Русские не просто идут, но и так же, как и столетие назад, вносят свежую струю в устоявшуюся жизнь европейцев. Суть "феномена Дягилева" - открытость миру и открытие нового - снова находит свое воплощение.