Депутатам Госдумы потребуется дополнительное заседание в субботу, чтобы завершить работу над неотложными законопроектами и подвести итоги весенней сессии.
Последняя пленарная неделя у народных избранников традиционно получается ударной - придется продлевать рабочий день и сокращать обеденный перерыв, чтобы успеть выполнить свои обязательства. Однако от "правительственного часа" в среду, на котором должно состояться знакомство думцев с новым министром культуры Александром Авдеевым, они отказываться не намерены.
Одной из главных тем недели будут налоги. Народные избранники планируют принять все четыре законопроекта из внесенного правительством пакета, которыми обещаны специальные налоговые режимы для малого предпринимательства, создание благоприятных налоговых условий для реализации инновационного развития экономики, улучшения социального обеспечения всех россиян и господдержки для граждан с низкими доходами, а также семей, имеющих детей. Однако совершенствование налогового законодательства на этом не закончится.
Как заявил председатель Госдумы Борис Грызлов, выступая на состоявшихся вчера на Охотном Ряду парламентских слушаниях на тему "Основные направления налоговой политики на 2009 - 2011 годы в свете задач экономического развития страны", "нам удалось создать неплохую налоговую систему". Начинали практически с нуля - единственный налог, который, по словам Грызлова, народ хорошо знал, - "это налог на бездетность, подоходный взимался автоматически, никаких деклараций заполнять не надо было". Но даже неплохая налоговая система требует корректировки, раз мы поставили перед собой амбициозные задачи и переходим на инновационный путь развития, считает Грызлов. Сейчас налоговая система выполняет в основном задачи наполнения бюджета. А должна еще и стимулировать деловую активность, способствовать росту конкурентоспособности россий ского бизнеса, мотивировать приоритетные виды деятельности.
При определении пути развития налоговой системы партия "Единая Россия", сказал Борис Грызлов, "подтверждает свою приверженность к снижению налоговой нагрузки как главной тенденции и важнейшему средству создания стабильной и эффективной налоговой системы. При этом изменение размера ставок конкретных налогов может рассматриваться только в контексте общего уровня налоговой нагрузки и необходимости его снижения".
"Налоговая система, безусловно, должна быть эффективной, - убежден спикер. - Никто не снимает с нее обязанности обеспечить поступление в бюджет средств, необходимых для функционирования государства и безусловного выполнения всех его обязательств". Грызлов подчеркнул, что "укрепление финансовой самостоятельности регионов и муниципальных образований партия рассматривает как ключевую проблему и задачу налоговой системы". "Следует полностью исключить практику представления на федеральном уровне любых льгот, влекущих выпадение доходов в региональных и местных бюджетах без их полной компенсации из федерального бюджета".
Грызлов остановился и на болезненных проблемах нынешней налоговой системы - налоговом администрировании и НДС, отметив, что проблема качества налогового администрирования по-прежнему остается актуальной. "Несмотря на принятые два года назад поправки в Налоговый кодекс, направленные на его улучшение, правоприменительная практика, как бы это помягче сказать, нередко не соответствует нормам действующего законодательства. Порой налогоплательщики сталкиваются с откровенными злоупотреблениями со стороны налоговых органов при осуществлении процедур налогового контроля. А налоговое законодательство по-прежнему не содержит норм, в которых бы тщательно прописывались правовые последствия нарушений установленных процедур контроля", - сказал Борис Грызлов.
В окончательном третьем чтении на этой неделе будут приняты поправки в федеральный бюджет и бюджеты фондов - Пенсионного, соцстраха, обязательного медицинского страхования. Выделяя дополнительные средства на поддержку сельского хозяйства, капитальное строительство, трансферты регионам, мероприятия по подготовке к Олимпийским играм в Сочи, депутаты вспомнили и о себе, точнее, о своих партиях, которые привели нынешних народных избранников в Думу. Они решили, что доходы федерального бюджета вполне позволяют увеличить и государственное финансирование партий. По действующему законодательству набравшие на парламентских выборах не менее трех процентов голосов партии получают в течение последующих четырех лет из госказны деньги на свое содержание из расчета пять рублей за каждый голос избирателя. Однако партийцам это кажется недостаточным. Они предлагают поднять ставку в четыре раза - до двадцати рублей за голос, отданный партии на думских выборах. В нижнюю палату уже внесен законопроект с таким предложением, под которым подписались "единороссы" Виктор Абрамов, Андрей Воробьев, Валерий Рязанский, Николай Панков, депутаты фракции ЛДПР Татьяна Воложинская и Игорь Лебедев, "справоросс" Николай Левичев и коммунист Сергей Решульский.
Но рассмотреть законопроект в этой сессии Дума не успеет, депутаты займутся повышением госфинансирования партий после летних каникул. Хотя это еще не факт, что сразу после принятия закона на партийные счета из госбюджета поступит денежная прибавка. Скорее всего, как предполагает руководитель фракции "Справедливая Россия" Николай Левичев, "реально закон вступит в силу после новых выборов". Впрочем, на Охотном Ряду не исключают, что четырехкратно увеличенная помощь от государства может пойти партиям и раньше следующих выборов.
Кстати, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, "принятие предлагаемых изменений повлечет за собой увеличение ежегодного финансирования политических партий по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва за счет средств федерального бюджета на 957 083,835 тысячи рублей без индексации с учетом прогнозируемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год уровня инфляции".