На Кубани началась уборка хлеба. Первым вступил в жатву Красноармейский район, на поля которого пришла мощная современная техника. Это американские комбайны, но, по словам специалистов, их "подковал русский конструктор".
Юрий Ярмашев - человек-легенда. Во времена Советского Союза он руководил специализированным конструкторским бюро, в котором разрабатывались сложнейшие перспективные сельхозмашины. В 1985 году в СКБ был создан роторный комбайн СК-10, аналогов которому тогда в мире не было. 20 лет назад машина Ярмашева с успехом прошла испытания на рисовых чеках Красноармейского района, однако в серийное производство так и не пошел.
Русскому конструктору посыпались предложения продать патент, но он упорно не соглашался. Все эти годы и десятилетия Ярмашев продолжал совершенствовать свое детище. Работать порой приходилось чуть ли не на коленке и довольствоваться случайными заработками. Тем не менее, создатель русского "Ротора" верил, что придет время, и его идеи будут востребованы на родине. Так и случилось.
Дело в том, что современная зарубежная техника "споткнулась" в России на уборке риса. В технологии его выращивания именно уборка является слабым звеном. Для кубанских аграриев, производящих примерно 80 процентов российского риса, нужен был универсальный комбайн, применимый на уборке всех зерновых культур: только так можно было гарантированно окупить затраты на дорогое приобретение. Бывая на выставках, селяне постоянно присматривались к импортным машинам, но конструктор Ярмашев, который выступал в качестве консультанта, "добро" на покупку не давал. И вот три года назад нашли нестандартный выход из создавшейся ситуации.
- На выставке в Москве мы предложили ведущим мировым производителям сельхозтехники предоставить свои комбайны на уборку кубанского риса, - говорит Юрий Ярмашев. - Условие было таким: машина дается на испытания бесплатно, а если осилит наши чеки, то покупаем целую партию. Согласился только руководитель крупной американской корпорации, специализирующейся на выпуске роторных комбайнов. Мы с ним давние знакомые, поэтому, наверное, он решил рискнуть.
Тот год, увы, стал провальным: кубанский рис оказался "американцу" не по зубам, так как наш климат и особенности российских сортов этой культуры существенно отличаются от американских. Здешним аграриям была нужна машина, позволяющая убирать рис с длиной стебля более одного метра, невзирая на влажность почвы и растительной массы. Ярмашев предложил "перековать" американского "коня", и руководители корпорации, никогда прежде не допускавшие сторонних конструктивных изменений, согласились с его предложением. Осенью 2007 года усовершенствованную технику испытывали на рисовых чеках СПК "Россия". Кстати, именно здесь 20 лет назад проходил апробацию и первый ярмашевский "Ротор".
Всю минувшую зиму вместе с помощниками в больших ангарах он доводил до ума уже семь импортных машин, поставленных на Кубань по заказу крупной российской многоотраслевой компании, открывшей свой филиал в крае.
- Наши зарубежные партнеры согласились со всеми внесенными Ярмашевым конструктивными изменениями, - говорит руководитель филиала Петр Светличный. - При этом они сохраняют за собой гарантийные обязательства, что свидетельствует о большом авторитете русского инженера.
Усовершенствованная конструктором импортная техника работает в Красноармейском районе Кубани, где практически половина засеваемых площадей занята рисом. Пока комбайны убрали только ячмень, сейчас приступили к обмолоту пшеницы, потом будут косить кукурузу, сою, подсолнечник, тритикале, а осенью зайдут в рисовые чеки.
- Машина обмолачивает абсолютно все культуры, это просто фантастика, - не может сдержать эмоций главный агроном СПК "Россия" Павел Науменко. - Применение такой высокопроизводительной техники поможет нам снизить себестоимость продукции. Спасибо и американцам, и, конечно же, нашему Ярмашеву.
Юрий Николаевич в дни страды постоянно рядом с механизаторами: вдруг у них какой-то вопрос или замечание появятся. Но комбайны работают, как часы. А у конструктора зреют новые идеи, реализовать которые он также рассчитывает на Кубани.