01.07.2008 03:50
    Поделиться

    Уральские депутаты будут бороться с бурьяном при помощи поправок в закон

    Депутаты Государственной Думы РФ обсудили с коллегами из региональных парламентов УрФО проблемы земельного законодательства. Организатором "круглого стола" стал комитет по строительству и земельным отношениям Госдумы.

    Так получилось, что активнее всех на совещании были парламентарии Среднего Урала. Что вполне объяснимо: наш регион - один из самых крупных по территории, довольно активно развивается, а значит, раньше многих других столкнулся с законодательными препонами в сфере землеотведения, которые тормозят темпы жилищного строительства и снижение стоимости квадратного метра. А несогласованность положений Земельного и Градостроительного кодексов стала барьером на пути развития муниципалитетов.

    Остро, например, стоит вопрос изъятия частных наделов, а также земель в коллективных садах под прокладку автодорог. Трудность заключается в том, что областное министерство госимущества перед тем, как судиться с землевладельцами, должно представить в суд сведения о собственниках, а этих данных нет, потому что хозяева свою собственность не зарегистрировали. Другая проблема: многие дольщики, скажем, в бывших колхозах и совхозах, 15 лет назад получившие документы на свою долю, разъехались кто куда, и найти их невозможно. Таких "без вести пропавших", по данным мингосимущества, 30- 40 процентов. Кроме того, процедура изъятия земли, не используемой три года и более, нигде не прописана, а суды верят обещаниям землевладельцев наконец заняться участком и отказывают муниципалитетам в исках. 

    - В законе под муниципальными нуждами понимается строительство автодорог и прокладка инженерных коммуникаций, - напомнил участникам совещания заместитель главы Екатеринбурга по вопросам строительства Владимир Крицкий. - А детские сады, школы - это разве что-то иное? Мы предлагаем пересмотреть перечень таких нужд.

    Действительно, нынешний штраф за неиспользование земли по назначению - сумма, не сравнимая с той, которую собственник земли получает от сдачи ее в аренду. Поэтому еще одно предложение Госдуме: записать в законе конкретную схему изъятия земли, если собственником она не используется либо сдается в аренду.

    На селе положение еще хуже. Одна цифра и вовсе потрясает воображение: оказывается, 33 миллиона гектаров земли в России простаивает без дела. Если с каждого гектара взять хотя бы по тонне зерна, можно обрушить мировой рынок зерновых. По данным министерства сельского хозяйства Свердловской области, полмиллиона гектаров земли, принадлежащие пайщикам и дольщикам, зарастают уже не бурьяном, а березами и осинами, в то время, когда мы вынуждены закупать за границей зерно и мясо птицы. Как правило, земельные паи были выкуплены у крестьян за несколько бутылок водки, а новые владельцы намерены хорошо заработать на перепродаже. Денег таких, понятное дело, власти платить не собираются, да и неоткуда их взять, а вот дать по рукам спекулянтам вполне реально. Во-первых, надо запретить перепродажу права собственности на землю сельскохозяйственного назначения. Во-вторых, дать право муниципалитетам реализовывать неиспользуемые участки. В-третьих, сократить срок, после которого земля считается неиспользуемой, с трех лет до одного года. И предусмотреть серьезное наказание для неэффективных собственников, - предложили представители минсельхоза.

    Впрочем, и представители комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям, и местные специалисты "от земли", эмоционально и критично оценившие положения Земельного и Градостроительного кодексов, полагают, что необходима кардинальная ревизия всего законодательства в этой сфере. Взять, к примеру, такую несуразность. Нехватка земли в муниципальных образованиях, как ни парадоксально, связана с обилием лесов в Свердловской области. Согласно законодательству, они составляют Лесной фонд, трогать их муниципальные и областные власти не имеют права. Такое положение дел мешает расширяться населенным пунктам. С другой стороны, по данным того же минсельхоза, более двух миллионов гектаров леса можно без ущерба пустить на лесоматериалы и древесину, а землю использовать под сельхозугодья или строительство. Однако, как выясняется, логики в этом нет.

    По мнению директора Института экономики УрО РАН Александра Татаркина, если субъект Федерации согласно Конституции является государственным органом, то он должен выполнять функции собственника, за исключением земли, находящейся в федеральном ведении. То же самое по муниципалитетам: администрация - хозяин земли в границах МО, за исключением земли, находящейся под федеральными и областными объектами.

    Это фундаментальное предложение, которое депутаты Госдумы обещали рассмотреть на осенней сессии, вероятно, и поможет кардинально изменить ситуацию в сфере земельных отношений. Среди других наиболее весомых идей, высказанных свердловчанами, - необходимость проведения торгов наравне с земельными аукционами. Условием победы на аукционах является наибольшая цена, предложенная за участок. При торгах должен главенствовать другой критерий: наименьшая стоимость квадратного метра жилья, вводимого на этом земельном участке.

    Мнение

    Александр Татаркин, директор Института экономики УрО РАН:

    - 97,7 процента земли находится в федеральной собственности. А мы обсуждаем, как использовать два-три процента земельного фонда регионов и муниципалитетов. Начинать надо с разграничения компетенции и регулирования отношений.

    Поделиться