В Челябинской области на всех желающих не хватает льготных путевок в санаторий

Больше 10 тысяч федеральных льготников стоят в очереди за путевками в санаторий. Люди ждут их уже два-три года, но Фонд социального страхования не обещает обеспечить всех желающих даже в следующем году. Стоит ожидать, что оставшиеся без льгот и без денег люди начнут снова массово отказываться от социального пакета.


Курортный мираж


В областной совет ветеранов пришло коллективное письмо: 15 ветеранов тыла и труда из Кусы вот уже пять лет не могут воспользоваться положенными льготами. Все, что они просят, - путевку в санаторий.


- Они не покрасоваться хотят на курорте, - рассказывает председатель Кусинского совета ветеранов Иван Селин, - хотят подлечиться. А в санаториях и врачи пограмотнее, чем у нас в районе, и очередей никаких в отличие от нашей поликлиники.


Про себя Иван Селин говорит, что ему путевка в здравницу не нужна: "Молодой еще, всего 72 года!" Он переживает за тех ветеранов, заслуженных производственников, кто постарше.

На самом деле эти 15 человек, обратившихся за защитой своих прав в совет ветеранов, - одни из немногих, кто решился обозначить назревшую проблему. До сих пор люди предпочитали выражать свое недовольство устно. Тем временем областной совет ветеранов призвал к ответу региональное отделение Фонда социального страхования и получил исчерпывающий ответ. Сейчас в Челябинской области в очереди за санаторными путевками - больше 10 тысяч человек. Люди, выбравшие социальный пакет, заняли очередь в здравницу еще два года тому назад, и им каждый раз советуют прийти в следующем году - может, тогда будет путевка.


Убывающие миллионы


В Челябинском фонде социального страхования объясняют, что виной всему банальная нехватка денег. Во-первых, стоимость путевки медленно растет - за три года ее цена поднялась на 1,5 тысячи рублей (сейчас 21 день пребывания в санатории по льготным путевкам стоит 13,6 тысячи). Удивительнее всего, что за эти три года, которые действует 122-й Федеральный закон, финансирование статьи "санаторно-курортное лечение отдельной категории граждан" из федерального бюджета не только ни на копейку не выросло, но сократилось более чем в 2,5 раза. К примеру, в 2005 году на эти цели в наш регион из бюджета страны было направлено 205,5 миллиона рублей, через год сумма сократилась на 37,6 миллиона, а на 2008-й на санаторное лечение южноуральцев запланировано потратить всего 79 миллионов рублей. В областном бюджете на массовое оздоровление граждан денег не предусмотрено.


При этом государство не берет на себя обязательств компенсировать льготникам их неиспользованные привилегии. В итоге получилось, что люди, которые предпочли социальный пакет натуральным деньгам, остались и без льгот, и без денег.


Спасите наши льготы


Решить эту проблему уже два года подряд пытаются депутаты Законодательного собрания Челябинской области. Они без конца пишут обращения в федеральное правительство с просьбой "изыскать возможность" и увеличить финансирование "санаторной" статьи. Результат прошлогодних рассмотрений - федеральный бюджет увеличил расходы на оздоровление южноуральских льготников всего на один процент.


Очевидно, что нужно увеличивать, в том числе и расчетную стоимость самой льготной путевки в санаторий, которую оплачивает государство. От этого напрямую зависит, какие санатории в регионе будут принимать у себя на лечение льготников - как правило, пожилых людей, ветеранов войн и труда, требующих грамотного и корректного обращения. Сегодня федеральных льготников Челябинской области направляют в 15 местных санаториев и еще в 11 российских (Подмосковье, Кавказские Минеральные Воды, черноморское побережье). При этом местные санатории, самые крупные, самые современные и хорошо оснащенные, больше не участвуют в конкурсе за право работать с льготниками. Таким здравницам, как "Увильды" или "Урал", это предложение становится невыгодным: стоимость суточного размещения в них стоит гораздо больше, чем те 649 рублей за койко-день, что предусматривает льготная путевка. Работать себе в убыток санатории не будут. Поэтому сегодня лечить наших льготников берутся только небольшие курорты - "Еловое", "Карагайский бор", "Дальняя дача", "Сосновая горка". Их главные врачи говорят с нескрываемой радостью, что за один заезд к ним приезжают по 100-150 льготников, за которых здравница гарантированно получает деньги. "Потому что надо же за счет чего-то выживать…" - объясняют, к примеру, экономисты из "Елового".


Отказники

Одна из самых проблемных групп льготников, кому санаторное лечение почти недоступно, - инвалиды. По словам Ядвиги Соколовой, руководителя Челябинского фонда социального страхования, только третья часть нуждающихся в оздоровлении инвалидов может поехать в санаторий. Дело осложняется еще и тем, что на Южном Урале нет ни одного специализированного курорта, где могли бы лечиться инвалиды на колясках.

- Лет 20 тому назад мы ездили в санаторий "Саки" в Крыму, - вспоминает Владимир Мельников, председатель общества инвалидов-колясочников в Челябинске. - Сегодня в России осталось всего три спинальных санатория. Конечно, наши травмы уже не подлежат восстановлению, но у нас же есть внутренности - желудки и кишечники нам точно так же нужно лечить.


Инвалидам предлагают местные здравницы, но те оказались не приспособленными к их потребностям: нигде нет ни пандусов, ни перил, да и лечебные процедуры инвалидам очень трудно пройти. По словам Мельникова, из 50 членов клуба колясочников в Челябинске санаторным лечением умудряются воспользоваться всего три-четыре человека в год. Летом, когда колясочники могут более свободно перемещаться, путь в санаторий им почти заказан: в это время там с большей охотой принимают людей, не имеющих особых проблем с движением и самообслуживанием.


Всего в Челябинской области около 200 тысяч инвалидов. Простояв в очереди - кто два года, кто четыре, кто и все 13 лет, - они стали отказываться от льгот, которые последние годы составляют социальный пакет.


- Люди поняли, что их снова обманули, - говорит Мельников. - И они стали думать, что им предпочесть: или санаторий, или как-то получше прожить год. И люди стали выбирать наличные деньги.

В этом довольно здравом решении инвалидов кроются самые серьезные последствия "курортного" вопроса. Городские власти ежегодно собирают на совещания медиков, чтобы решить, как уговорить льготников не отказываться от социального пакета. В прошлом году каждому врачу на участке было предписано проводить профилактические беседы со своими пациентами на эту тему. Интерес чиновников очень прост: чем больше людей выбирает социальный пакет, тем больше федеральных денег на лекарства получает область. Возможность бесплатно поехать на курорт и пройти там, без очередей и нервов, лечение у грамотных врачей и было тем самым заманчивым предложением для льготников, из-за которого они каждый год подтверждали свое желание получать соцпакет, а не деньги.

Однако за последние три года, по данным Челябинского управления Пенсионного фонда РФ, от полного социального пакета отказались более 40 тысяч человек: если в 2006 году 145,5 тысячи в области предпочли полный соцпакет, то через год их стало 140 тысяч. А на начало июня нынешнего года социальный пакет остался на руках только у 105 тысяч человек. Тенденция, как видно, отнюдь не положительная.


 

комментарии


Сергей Забирко, заместитель председателя Челябинского отделения Фонда социального страхования:


- Мы израсходовали все средства, которые были нам выделены. Всего в этом году мы выдадим 4,5 тысячи санаторных путевок, около 4 тысяч уже выдали. Так что до конца года обеспечим еще очень небольшое число людей. А заявок у нас накопилось порядка 16 тысяч!


Владимир Мякуш, председатель Законодательного собрания Челябинской области:


- Проблема выделения средств на оплату санаторно-курортного лечения льготников и их проезда к месту лечения и обратно в Челябинской области стоит очень остро. Эти расходы финансируются из Фонда социального страхования РФ за счет средств федерального бюджета. Но на сегодня бюджетные ассигнования по этой статье составляют лишь 30,8 процента от потребности. Депутаты ЗСО Челябинской области будут уже в пятый раз обращаться к правительству с просьбой увеличить финансирование. Все предыдущие обращения получали отрицательный ответ. Причина отказа федерации по нашему вопросу нам не понятна.