Регионы стали инициаторами возврата налога с земельных участков, переданных в аренду

На этой неделе депутаты Госдумы решили обсудить вопрос, как устранить лазейку в Налоговом кодексе, позволяющую льготной категории налогоплательщиков при передаче земельных участков в аренду не платить земельный налог. В первом чтении планируется рассмотреть законопроект "О внесении изменения в статью 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и дополнить ее положением, предусматривающим взимания земельного налога с площади участков, переданных в аренду.

Напомним, что до 1 января 2006 года земельный налог взимался в соответствии с Законом РФ от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю". Статьей 12 указанного закона предусматривалось взимание земельного налога с площади, переданной в аренду, в общеустановленном порядке. Однако с 1 января 2006 года вступила в силу глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ, в которой данная норма отсутствует. Таким образом, льготные категории налогоплательщиков, получая выгоду от сдачи земельных участков в аренду, имеют возможность не платить земельный налог вовсе.

Инициаторами возврата налога с земельных участков, переданных в аренду, оказались регионы. И это неудивительно. В соответствии с Бюджетным кодексом земельный налог, а также налог на имущество физических лиц идет в копилку как местных, так и региональных бюджетов. Однако сумма недоимки по земельному налогу, по оценкам экспертов, в прошлом году в некоторых регионах превысила 200 миллионов рублей. Собирать налоги тяжело. Причем не только с физических, но и юридических лиц. Правда, эксперты считают, что регионы сами виноваты в плохом сборе земельного налога. Причина, по их мнению, кроется в низкой организации работы по инвентаризации земель и регистрации бесхозных участков для дальнейшего использования в хозяйственном обороте.

Также огромным резервом для муниципальных образований, уверены эксперты, остается выкуп земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственниками зданий и сооружений. Здесь дополнительные финансовые ресурсы для бюджетов всех уровней, по данным аналитиков, могут составить как минимум 500 миллионов рублей.

Однако, похоже, местная власть думает иначе и считает, что свою казну надо пополнять с помощью введения новых налогов, а не улучшения собираемости старых. К слову сказать, правительство данные инициативы не поддерживает. Обращая внимание на то, что согласно пункту 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Наша справка

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Налоговые льготы, установленные статьей 395 НК РФ, предоставлены физическим лицам, бюджетным организациям и организациям, имеющим социальную направленность.