02.07.2008 04:00
    Поделиться

    Обманутые "Детуром" туристы могут не получить обратно свои деньги

    Что делать пострадавшим от "Детура" туристам

    Российские туристы, отдых которых был испорчен из-за банкротства туристической компании "Детур", начали возвращаться на родину. Вчера около 140 россиян были отправлены из Турции в Москву. Генконсул России в Анталье Мирджалол Хусанов пообещал, что для остающихся туристов будет подготовлен график их эвакуации вплоть до 27 июля.

    И это только те, кто в эти дни либо не смог вовремя вернуться домой, либо не смог вылететь на отдых. Есть данные, что компания уже продавала путевки на сентябрь. Значит, речь может идти о нескольких тысячах пострадавших. В среднем "Детур" отправляет в Турцию еженедельно не менее 1,5 тысячи туристов.

    Что делать и на что надеяться пострадавшим от "Детур" туристам и турагентам? Корреспондент "РГ" попытался выяснить у официального фингаранта "Детур" - страховой компании РОСНО, Ростуризма, а также у независимых экспертов.

    Вот что советует председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин: "Непосредственным клиентам "Детур" нужно составить уведомление на имя туроператора, в котором сообщить о своем намерении расторгнуть с ним договор. Запрос должен быть примерно следующего содержания: "В связи с закрытием офиса "Детур" требуем в трехдневный срок вернуть уплаченные за тур средства или подтвердить ваши обязательства о туре, взятые по договору. Отсутствие ответа рассматривается как односторонний отказ от договора со стороны туроператора". Если в течение трех дней ответа не последовало, договор можно считать расторгнутым. Затем уже можно обращаться напрямую к страховщику турфирмы, который будет заниматься компенсацией ущерба. В данном случае это страхования компания РОСНО.

    В то же время Ростуризм рекомендует турагентам и туристам, еще не уехавшим по турам "Детур", не рисковать с поездкой и приобрести путевку у другого туроператора. "Я бы рекомендовал всем туристам, которые приобрели путевки "Детур" на будущие заезды, отказаться от них", - говорит начальник правового управления Ростуризма Евгений Писаревский. Для этого при посредничестве своих турагентств туристам нужно повторить ту же процедуру с уведомлением на имя "Детур", чтобы можно было доказать страховщикам факт неисполнения туроператором взятых на себя обязательств и получить компенсацию. В КонфОП также подтвердили, что клиенты турагентств, если они еще не выехали на отдых, могут переоформить путевку на другого туроператора. Однако скорее всего придется заново оплатить проживание в гостинице. В идеале страховая компания должна компенсировать и эти издержки.

    Директор Центра страхования ответственности РОСНО Галина Гуляева сообщила "РГ", что факт причинения ущерба и его размер будут определяться страховщиком на основании представленных туристом документов, перечень которых определен законом, то есть на руках нужно иметь документы о покупке турпродукта, чеки и квитанции, подтверждающие траты. Например, из своего кармана пришлось повторно заплатить за проживание в турецком отеле или ловить такси, чтобы добраться до аэропорта. По словам Галины Гуляевой, при представлении туристом всех необходимых документов, подтверждающих факт причинения ущерба и его размер, решение о признании наступления страхового случая и выплате будет приниматься РОСНО в досудебном порядке. А при отсутствии у страховщика возможности принять обоснованное решение на основании представленных документов решение о выплате страхового возмещения будет приниматься в суде.

    За прошлый год было как минимум два аналогичных случая, связанных с банкротством турфирм

    Однако, как долго туристам придется ждать назад своих денег, точной информации пока нет. Предыдущая практика, а за прошлый год было как минимум два аналогичных случая, связанных с банкротством турфирм "Алеа" и "Фенек Эйр", показывает, что компенсацию обманутым туристам выплачивают с большими задержками. По закону вопрос должен быть решен в течение месяца, однако процесс затянулся на гораздо больший срок. Правда, тогда это обстоятельство объяснили тем, что закон о фингарантиях, вступивший в силу 1 июня 2007 года, только начал действовать, и пока еще нет наработанной практики.

    Также открыт вопрос сколько получат бывшие клиенты "Детур". Ранее со страниц "РГ" эксперты от турбизнеса высказывали опасения, что страхового депозита для возмещения материального и морального вреда всех пострадавших может не хватить. Статус "Детур" подтвержден финансовой гарантией в размере 10 миллионов рублей. Именно эти деньги и должны пойти на выплату компенсаций пострадавшим туристам. Между тем, как предположила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, если суммы фингарантии будет недостаточно (в среднем стоимость тура в Турцию 20 - 25 тысяч рублей. - Прим. автора), 10 миллионов целковых либо придется разделить поровну на всех обратившихся за компенсацией, либо выплатить только тем, кто успеет раньше других. Эти опасения разделяет и Дмитрий Янин. По его мнению, закон о финансовых гарантиях не учитывает различные масштабы турфирм: и мелкие компании, и крупные страхуются на одну и ту же сумму - 10 миллионов рублей, а объем бизнеса у них разный. Для крупного туроператора с большим оборотом эта сумма явно мала.

    Поделиться