Когда идея "наболела" и носится в воздухе, ею осеняет сразу многих. Русский язык для мигрантов - как раз такая "болезнь".
Публикация "РГ" "Покажи язык" с подзаголовком "25 тысяч детей мигрантов в Москве совершенно не знают русский язык" вызвала массу откликов, а также вопросов. Кто заплатит за обучение мигранта русскому? Как помешать коррупционерам? На них отвечает инициатор поправок к Закону "О правовом положении иностранных граждан в РФ" заместитель председателя Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Владимир Слуцкер.
Российская газета: В поправке Торшина-Слуцкера - так журналисты называют новый законопроект - предлагается стимулировать работодателей к обучению своих рабочих русскому языку. Как?
Владимир Слуцкер: Лучшая мотивация - и для работодателя и для мигранта - это облегчение оформления пребывания в стране, увеличение сроков гарантий на постоянное рабочее место. Достаточно просто поставить себя на место предпринимателя, которому нужна квалифицированная рабочая сила. Если он заинтересован, он будет избегать повторяющейся сложной процедуры, связанной с оформлением, а также последующим "переоформлением" - взятками правоохранительным органам и всем остальным. Чтобы получить, к примеру, разрешение на работу не на один, а на два года, ему будет выгодно пойти на незначительные траты на обучение русскому языку. Все строится на экономических и сервисных принципах: что удобнее и что выгоднее.
РГ: Алгоритм получения этой выгоды?
Слуцкер: Прежде всего участие Федеральной миграционной службы. ФМС целиком разделяет нашу позицию относительно необходимости обучения русскому языку. Все понимают, к чему может привести ничем не регулируемый поток мигрантов. На первом этапе, когда человек получает разрешительные документы на пребывание в стране, он будет уведомлен, как и где можно учиться русскому и какие это сулит выгоды.
РГ: Какие?
Слуцкер: Кроме увеличения сроков разрешения на работу в два раза, облегчение этой процедуры в следующий раз - без экзаменов.
РГ: Представители землячеств, которые присутствовали на нашем "круглом столе", посвященном русскому языку мигрантов, больше всего боятся, что лишняя справка увеличит и без того большие взятки в этой системе...
Слуцкер: При попытке регулирования всегда создается коррупционная предпосылка. Многие, к сожалению, хотят облачить в денежную форму свои административные ресурсы. Вопрос только в том, насколько положительные последствия такого регулирования превалируют над отрицательными возможностями коррупционеров. Это соотношение сразу трудно оценить. Да, будут находиться нечестные люди, которые тут же попытаются набить свой карман. Но, с другой стороны, обучение русскому языку даст такие результаты, которые перевешивают негатив. То же самое происходит сейчас при регулировании дорожного движения: сколько говорили, что ужесточение правил приведет к коррупционному взрыву. Действительно, некоторые гибэдэдэшники увеличили сумму взятки, однако именно это и отбивает желание сесть за руль, скажем, в пьяном состоянии. Деньги ведь придется выложить колосальные!
РГ: Изучали ли вы опыт зарубежных стран в работе с трудовыми мигрантами?
Слуцкер: Конечно, и во многих странах именно для этой категории приезжих существует обязательный экзамен. Ведь это и вопрос техники безопасности - значительная часть мигрантов работает на тяжелых, в том числе. строительных работах.