Министерство образования республики начало проведение мониторинга школ, чтобы определить, какие из них подлежат закрытию в свете новой системы нормативно-подушевого финансирования.
Без паники!
Как сообщил корреспонденту "Российской газеты" министр образования республики Зиннат Аллаяров, поводов для беспокойства нет, но директора школ и учителя настроены не столь оптимистично.
Точное количество учебных заведений, подлежащих закрытию, как и число педагогов, попадающих под сокращение штатов после введения нормативно-подушевого финансирования, пока неизвестно.
- Такая работа только началась, и более-менее реальные цифры у нас будут не раньше октября, - пояснила корреспонденту "РГ" начальник отдела экономики и планирования Министерства образования Башкортостана Гульзада Кираева. - Вряд ли стоит устраивать ажиотаж вокруг этого вопроса. Большого сокращения штатов в школах мы не ждем. Скорее всего, оно коснется пенсионеров и прочих совместителей. Новая система финансирования - это инструмент, который позволит объективно оценить возможности каждой школы, директора и педагогов, а также местных властей, заставит их считать свои деньги.
Под закрытие, скорее всего, попадут школы, находящиеся в аварийном состоянии, а с их руководителями и районными администрациями, допустившими столь бедственное положение, состоится очень серьезный разговор. Неизбежно подлежат сокращению и малокомплектные сельские школы, если в их классах учатся по 3 - 5 человек.
- Психологи определили, что о хорошем качестве образования можно говорить только в том случае, когда в классе обучаются 15-20 детей. Тогда ребята становятся более собраны и целеустремленны, чувствуют себя единым коллективом, - делится своим мнением по этому поводу ректор Башгоспедуниверситета Раиль Асадуллин.
Учителя широкого профиля
По мнению специалистов, вопрос о сокращении штатов подсказала еще и демографическая проблема. Всего каких-то 10 - 15 лет назад в школах республики обучались более 600 тысяч человек, а сегодня число учащихся едва превышает 450 тысяч человек. Соответственно меньше требуется теперь и педагогов.
Одним из спорных моментов реформы считается тот факт, что при составлении своего штатного расписания, напрямую зависящего от общего числа учеников в школе и количества учебных часов, ее директору придется считать не только педагогов, но и технический персонал. И поскольку от услуг слесаря, электрика и уборщицы, обеспечивающих нормальную работу школы, ему отказаться нельзя, то под сокращение неизбежно попадают непосредственно педагоги.
- Директорам придется самостоятельно решить, какой оптимальный состав работников ему необходим для организации качественной работы. Соотношение технического и преподавательского персонала по правилам должно быть 30 на 70, а у нас есть школы, в которых такое соотношение составляет 50 на 50, - подчеркивает министр образования Башкортостана Зиннат Аллаяров. - Конечно, нельзя допускать, чтобы после сокращения штатов английский язык в школе стал преподавать физик, который владеет им со словарем. Таких перегибов быть не должно.
В любом случае уместнее говорить не о сокращении штатов и уменьшении финансирования, а именно об оптимизации образовательного процесса. У хороших школ и достойных педагогов нет поводов для паники. А те, кто окажется невостребован, встанут на учет в центры занятости.
Реформа будет внедряться не сразу, поскольку для нее предусмотрен трехлетний переходный период. Работа по оптимизации финансирования школ будет напряженно вестись весь будущий год, и только к маю можно будет определить реальную картину событий.
Богач-бедняк
Нормативно-подушевое финансирование по-разному воспринимается в обычных общеобразовательных школах и в благополучных элитных гимназиях и лицеях.
- Нас это нововведение радует, - сообщила корреспонденту "РГ" директор уфимской гимназии № 39 Ирина Киекбаева. - Наша гимназия имеет репутацию инновационно-активного учебного заведения, но в последние годы недофинансирование передовых учебных программ составляло примерно семь миллионов рублей. Мы надеемся, что теперь это положение изменится в лучшую сторону. Пусть не сразу, а постепенно, но средства на новые программы мы теперь получим и сможем воспитать достойное поколение, призеров олимпиад, а также медалистов. Нормативно-подушевое финансирование отразится и на оплате труда педагогов. Сегодня их работа оплачивается из расчета 25 человек в одном классе, тогда как на деле учеников набирается больше.
Совершенно иные проблемы волнуют директора уфимской школы № 90, попавшей в разряд малокомплектных.
- Пока на тему нормативно-подушевого финансирования у нас больше вопросов, чем ответов, - сетует директор этой школы Райхана Шарафутдинова. - Под сокращение у нас попадают пять человек, которые уже получили соответствующие уведомления. В основном это коснулось, конечно, подрабатывавших в школе пенсионеров. Мы уже подумали о том, что острее всего сокращение штатов отразится на классах выравнивания и классах с углубленным изучением башкирского языка. Придется, например, объединить соответствующие группы в параллелях. Причем одна из этих групп состоит из детей, хорошо владеющих языком, а во вторую входят дети, которым больше подходит программа для начинающих. Придется пересмотреть учебные программы. А группы продленного дня в нашей школе могут вообще исчезнуть, так как средств на воспитателя у нас теперь не будет. Надеемся ближе к началу учебного года получить более полные разъяснения.