02.07.2008 03:19
    Поделиться

    В Омске принят Кодекс о социальной защите

    Избыточное количество льгот провоцирует в обществе иждивенчество

    Депутаты Законодательного собрания утвердили новый Кодекс о социальной защите. Подобного свода законов нет ни в одном регионе страны. Что дает новый документ омичам и какие еще новов-ведения ждут систему социальной защиты в ближайшей перспективе? Об этом и другом - наш разговор с министром труда и социального развития Омской области Андреем Бесштанько на "Деловом завтраке" в Сибирском представительстве "РГ" в Омске.

    Российская газета: Андрей Владимирович, что представляет собой Кодекс о социальной защите и для чего он необходим?

    Андрей Бесштанько: Документ объединил 26 законов, предоставляющих льготы омичам, и дает возможность одновременно видеть весь ракурс мер государственной поддержки. Особенно незаменим кодекс для тех, кто не может определиться, по какому основанию получать льготы. Заглянув в документ, человек сможет выбрать оптимальное для себя решение. Кроме того, в кодексе перечислены все условия, при которых считается, что льгота "работает". Здесь оговорены и принципы, которыми регулируются отношения в сфере государственной поддержки: стабильность, предсказуемость, предотвращение социального неравенства и иждивенчества.

    РГ: Какие еще нововведения появились в отрасли?

    Бесштанько: Создан единый реестр данных, в котором содержится информация об омских льготниках. Благодаря этой базе система получения выплат стала гораздо проще и понятней. Теперь, чтобы оформить ту или иную привилегию, омичам незачем собирать пухлую папку документов, достаточно предъявить только паспорт. Сегодня они могут контролировать, как идут выплаты, через Интернет.

    РГ: Сколько омичей сегодня получают государственную поддержку?

    Бесштанько: 517 тысяч человек, или каждый четвертый житель региона.

    РГ: Планируется ли пересматривать список льгот, добавлять новые?

    Бесштанько: Не думаю, что это необходимо. Расширение перечня мер социальной помощи провоцирует у людей желание постоянно оставаться в зоне господдержки. Самый яркий тому пример - введенное в прошлом году детской пособие для одиноких матерей. Оно составляет более пятисот рублей. Нам известно, что многие омичи специально не регистрируют брак, чтобы женщина, родившая ребенка, считалась одинокой матерью и получала пособие. Я считаю, что общество, помимо льгот, должно иметь другие механизмы компенсации низкой зарплаты и пенсии. Многие ветераны в один голос говорят: поднимите ежемесячное довольствие, и мы готовы сами платить за "коммуналку", проезд, лекарства. При стабильной финансовой ситуации в обществе льготы отходят на второй план. Но нам об этом пока остается мечтать.

    РГ: Повлиял ли на демографическую ситуацию Год семьи-2007 в Омской области?

    Бесштанько: Когда мы готовились к региональному Году семьи, то задумывались не столько над финансовым аспектом, сколько о пропаганде общечеловеческих ценностей. Нигде в мире увеличение денежных пособий не способствует беби-буму. Увы, за деньги ребенка не купишь. А вот в результате популяризации семейных ценностей в регионе в несколько раз выросло число усыновленных и опекаемых ребятишек. Пошли вверх и показатели рождаемости. За год на свет появилось свыше двадцати трех тысяч детей. Это почти на десять процентов больше, чем в 2006 году. И что самое главное - половина из новорожденных - это вторые и третьи дети в семье. Тем не менее говорить о том, что мы выкарабкались из демографической ямы, еще очень рано. На это уйдет не менее десятилетия.

    РГ: Как обстоят дела с браками и разводами? Ведь это тоже индикаторы семейных ценностей.

    Бесштанько: Здесь также наметились положительные тенденции. Официально зарегистрированных браков стало больше почти на десять процентов - 17 тысяч. А вот число разводов в "кризисный" первый год совместной жизни супругов сократилось вдвое. Похоже, омичи стали задумываться о том, что такое семья, и пытаться ее сохранить. Надеюсь, эти тенденции продолжатся и в нынешнем всероссийском Году семьи.

    РГ: В регионе прошел первый форум отцов. Что он дал? Планируете поддержать отцов рублем?

    Бесштанько: Сегодня общество переживает кризис отцовства. Растет число неполных семей, незарегистрированных браков. Мужчины зачастую отстраняются от жизни детей. Они не только не заинтересованы в их воспитании, но порой и неспособны участвовать в этом процессе. Форум отцов был направлен как раз на то, чтобы обратить внимание мужчин на эти проблемы. Сегодня подобные мероприятия стали проводить и в районах области. Мы обязательно создадим антикризисный центр для мужчин и общественную организацию, а также введем в календарь Прииртышья День отца. Но материально поддерживать представителей сильной половины общества, думаю, не стоит. А вот поощрять отцов, достойных подражания, думаю, стоит.

    РГ: Как решается проблема трудоустройства женщин с детьми? - интересуется Евгения Скиданова.

    Бесштанько: Сегодня в помощь молодым матерям мы готовим специальную целевую программу, которая начнет действовать с будущего года. Планируем разработать систему сертификатов, которые позволят женщинам получить новое образование или повысить квалификацию. Предполагается предусмотреть и ряд стимулов для работодателей, принимающих их на работу. Например, в виде послаблений при отчислении денег в фонд социального страхования.

    РГ: Недавно вынесен приговор - 10 лет лишения свободы - соцработнику, из корыстных побуждений убившему вврененных ему стариков. Изменился ли подход к подбору кадров?

    Бесштанько: Произошедший случай - вопиющий. Ничего подобного прежде в нашей сфере не случалось. Тем не менее это урок. С начала года мы изменили принцип приема новых сотрудников и сделали обязательным психологическое тестирование и обучение. Сегодня в сфере трудится более пятнадцати тысяч человек. Зарплата - не более шести с половиной тысяч рублей. Если в селе это деньги, то в городе - увы. В настоящий момент мы разрабатываем отраслевую систему оплаты труда, которая сделает работу соцработника более привлекательной. Уже сейчас меняется тенденция в текучести кадров. Если в прошлом году в первый год работы увольнялся почти каждый четвертый специалист, то теперь - каждый шестой.

    РГ: Николай Кирсанов спрашивает, когда в регионе заработает программа добровольного переселения бывших соотечественников? Какие условия их ждут?

    Бесштанько: Региональная часть программы "Соотечественники" сейчас находится на согласовании в Москве. В июне в нее внесены поправки. Ожидаем, что в ближайшее время она будет утверждена и регион сможет пригласить первых переселенцев. За три года мы планируем принять более семисот бывших соотечественников, а вместе с семьями - около трех тысяч человек. На переезд и обустройство каждая получит по пятьдесят тысяч рублей. Им гарантированы трудоустройство и трехмесячная компенсация за аренду жилья. Сегодня в правительство области с соответствующей просьбой уже обратилось около двухсот потенциальных участников программы - жителей Казахстана, Германии, Туркменистана, Латвии и Белоруссии.
      

    Поделиться