Поморские предприниматели смогут теперь работать по патенту

Десятки  тысяч предпринимателей смогут воспользоваться наиболее простой системой налогообложения. Для этого им надо приобрести патент.

Плати - и работай

Соответствующий закон принят областным Собранием депутатов. В первый раз законопроект "О применении индивидуальными предпринимателями на территории Архангельской области упрощенной системы налогообложения на основе патента" обладминистрация внесла в парламент осенью 2007 года. Депутаты его завернули - многое в документе их не устроило. Во-первых, слишком узкий - меньше десяти позиций - перечень видов деятельности, по которым может применяться патент.

Во-вторых, завышенные цифры потенциального годового дохода для исчисления стоимости патента. Как оказалось, чиновники взяли за основу цифры, указанные в законах других регионов, и не полностью учли особенности Архангельской области. Похожая ситуация возникла спустя почти полгода, когда законопроект внесли вторично. Перечень видов деятельности, которыми можно заниматься на основе патента, вырос до 61 позиции - столько указано и в федеральном законопроекте о патентах. Но размеры годового дохода вновь показались депутатам завышенными. В обладминистрации руководствовались статистикой о заработках на предприятиях и средней зарплате в сфере малого бизнеса, хотя понятно, что объемы производства в той и другой сфере, а также налоговая нагрузка несравнимы. Поэтому законопроект утвердили в первом чтении, а ко второму депутаты сами внесли поправки, существенно снижающие планку доходов для расчета стоимости патента. По сравнению с первоначальным вариантом его цена снизилась в три-четыре раза.

Формула расчета проста: берется возможный годовой доход по тому или иному виду деятельности, от него высчитывается шесть процентов. Полученный показатель - стоимость патента на год, которую можно уплачивать по частям. Уровень годовой доходности посчитан отдельно для городов, райцентров и для прочей территории области. Например, в городе человек, оказывающий услуги стрижки домашних животных, зарабатывает в год 60 тысяч рублей, а в сельской местности - 30 тысяч. Потому и патент обойдется селянину в два раза дешевле.

Цена патента будет одинаковой для людей, занимающихся абсолютно разными видами деятельности. По подсчетам чиновников, те, кто занимается чисткой обуви, выделкой и крашением меха, предоставляет услуги по ведению домашнего хозяйства, ремонтирует транспортные средства, зарабатывают примерно одинаково.

Считай и не отчитывайся

Приемлемая стоимость патента позволит большему количеству людей работать открыто и честно, сообщил корреспонденту "РГ" председатель комитета по инвестициям, собственности и предпринимательству облсобрания Виктор Казаринов. Это освободит людей от поборов, необходимости "договариваться" с контролирующими органами. Еще один плюс новой системы - не надо собирать массу бумаг для отчета перед налоговиками. Другой стимул перехода на патентную основу - возможность подтвердить свои доходы при обращении в банк за кредитом.

В областном законе предпринимателям, работающим на основе патента, запрещено использовать труд наемных работников. Ограничивает их в этом федеральное законодательство. Но в последнее время немало говорится о том, чтобы позволить и "патентованным" бизнесменам принимать на работу до пяти человек либо применять эту систему для семейного бизнеса. Если такие варианты будут утверждены, поправки внесут и в областной закон.

Налог с конкуренцией

Чиновники и законодатели не ставят целью получение от патентов доходов в бюджет. Да сейчас и нельзя сказать точно, сколько денег даст казне новая система. В целом же доходы от применения упрощенной системы налогообложения распределяются в соотношении 30 процентов в пользу муниципалитета и 70 процентов - области. С 2009 года они пойдут в бюджеты пополам.

Перейдут ли в дальнейшем доходы от патентов на местный уровень? Не исключено. Но единого мнения на этот счет нет. Специалисты городских и районных администраций, с которыми довелось пообщаться корреспонденту "РГ", считают, что доходы должны полностью зачисляться в местный бюджет. Но есть и другая точка зрения. Многие из видов деятельности, по которым разрешено работать на основе патента, подпадают под систему единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Согласно законодательству, данный налог приоритетен. Если предпринимателю решением на федеральном уровне дадут возможность самостоятельно выбирать вид налогообложения, возникнет конкуренция двух режимов. Тогда муниципальные власти, которые определяют значения корректирующих коэффициентов по ЕНВД, задумаются о том, чтобы предприниматели не ушли "под патенты", а местная казна не лишилась дохода. По мнению Виктора Казаринова, пока в области немало примеров, когда муниципальные власти, особенно сельские, завышают ставки по ЕНВД, а это сдерживает развитие предпринимательства.

Прямая речь

Сергей Антуфьев, председатель Архангельского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России":

- Деятельность десятков тысяч человек сейчас находится вне правового поля. Они не платят налоги, не отчисляют средства в Пенсионный фонд. Легализовавшись, человек будет работать в рамках закона, повысится его правовая дисциплина. Главное условие для этого - доступность патента. В других регионах, например Ярославской области, при высокой цене разрешительного документа на новую систему переходят единицы. Поэтому, я считаю, ставки должны быть максимально снижены, пусть даже на определенный период - скажем, на три года, после чего их можно постепенно повышать. При этом, я считаю, доходы от применения упрощенной системы налогообложения на основе патента надо передать муниципалитетам. Если они будут заинтересованы в расширении системы, они будут снижать ставки.