02.07.2008 01:15
    Поделиться

    Единый госэкзамен в Сахалинской области показал - у выпускников проблемы с математикой

    Единый госэкзамен в области показал - у выпускников проблемы с математикой

    Лишь один случай нарушения процедуры проведения единого государственного экзамена зафиксирован в Сахалинской области.

    Инцидент произошел во время сдачи экзамена по математике в Долинском районе.

    Несмотря на строгий запрет, в одной из аудиторий  каким-то образом было допущено общение учеников, и выпускник, претендовавший на медаль, помог с выполнением задания своему более слабому товарищу.

    В ходе проверки выполнения заданий нарушение выявили. По этому случаю было проведено служебное расследование. Руководителей пункта проведения экзаменов строго наказали в административном порядке. А результаты работ провинившихся учеников по решению государственной экзаменационной комиссии были аннулированы. Ребята повторно сдавали экзамен по математике в резервный день, но уже в областном центре. Отличник вновь получил свою пятерку, и члены госкомиссии решили все-таки не лишать его серебряной медали, несмотря на серьезный проступок. А второй участник инцидента лишь благодаря действовавшей в этом году системе "плюс 1" получил "тройку".

    Других случаев нарушения процедуры сдачи ЕГЭ, детально отработанной за время участия Сахалинской области в эксперименте по его проведению, не было.

    Урок от царицы наук

    В этом году, как рассказала "Российской газете" Наталья Мурашова, первый заместитель начальника департамента образования Сахалинской области, единый государственный экзамен сдавали 4170 выпускников 11-х классов из 16 районов - за исключением тех, что расположены на Курильских островах. Впервые ЕГЭ выпал и на долю выпускников вечерних школ. Обязательными являлись испытания по русскому языку и математике. По выбору можно было сдавать литературу, физику, химию, географию биологию, историю России и обществознание. Наибольшее предпочтение сахалинские выпускники отдали в этом году экзаменам по литературе и обществознанию, наименее популярными оказались экзамены по химии и географии.

    Уровень знаний сахалинских выпускников по математике оказался ниже, чем в среднем по России

    Больше всего "двоек" ученикам принесла математика, а меньше всего - история России. По обществознанию сахалинские выпускники получили "пятерок" больше, чем по любому другому предмету. Математика же принесла отличных оценок меньше всего. По ней уровень знаний, показанный островными выпускниками, оказался, увы,  ниже среднего по России. Причем в течение всего участия Сахалинской области в эксперименте по ЕГЭ начиная с 2004 года, когда островные школьники впервые сдавали экзамены в такой форме, доля положительных оценок по "царице наук" неизменно снижалась. По другому же обязательному предмету - русскому языку - показатель сахалинских выпускников вровень со средним по стране. По физике, географии и обществознанию более 60 процентов сдававших экзамены получили "четверки" и "пятерки".

    - Выводы сейчас делать рано, - говорит  Наталья Мурашова. - Качественный анализ результатов ЕГЭ мы проведем на традиционных августовских педагогических совещаниях. Тогда и выясним, почему получились такие результаты по математике, решим, что надо предпринять. Посмотрим, какие темы вызвали у ребят наибольшие затруднения, проанализируем, те ли методики, те ли учебники используем, своевременно ли педагоги проходят курсы повышения квалификации. Пока же ясно, что уровень знаний зависит не от того, где находится школа - в селе или в городе. По физике, например, ребята из сельских школ сдали ЕГЭ лучше, чем их городские сверстники. Значит, дело в учителе, в уровне преподавания. Это подтверждает и тот факт, что на протяжении ряда лет высокие результаты в ЕГЭ показывают не только средние образовательные учреждения повышенного типа, гимназии и лицеи, но и обычные школы из Поронайска, Шахтерска, Охи, Горнозаводска, Холмска.

    Классный профиль

    По словам первого заместителя начальника департамента образования Сахалинской области, результаты ЕГЭ говорят о необходимости "профилизации" старших классов средней школы, о необходимости предоставлять их ученикам возможности изучать те предметы, которые будут необходимы им для получения дальнейшего образования. Ребята, которые учились в профильных классах, собираются поступать в вузы по этим специальностям, показали результаты на экзаменах по выбору вдвое лучше прошлогодних. На "четверки" и "пятерки" по этим предметам сдали 65-70 процентов учащихся, и результаты сахалинских выпускников оказались выше, чем в среднем по России.

    Апелляций на результаты экзаменов, по признанию Натальи Мурашовой, получено больше, чем в прошлом году. Но только четыре из них были удовлетворены. Три апелляции  касались повышения оценок. Четвертое заявление на пересмотр количества баллов поступило от медалистки, которая получила по результатам ЕГЭ отметку "отлично". Однако ей не хватало всего двух баллов, чтобы ее "пятерка" по школьному экзамену стала "пятеркой" и при поступлении в вуз, установивший собственную шкалу перевода оценок ЕГЭ. Конфликтная комиссия приняла решение в пользу выпускницы. Федеральная комиссия, кстати, согласилась со всеми решениями, принятыми в Сахалинской области в связи с апелляциями по результатам ЕГЭ. 

    Испытание по штату

    Со следующего года единый государственный экзамен будет действовать уже в штатном режиме и проводиться для всех выпускников. В связи с этим предстоит решить проблему с его организацией на Курильских островах, где местные школы пока не участвовали в ЕГЭ. Но если доставить задания в эти отдаленные, труднодоступные районы можно заранее, то очень сложно своевременно отправить с Курил результаты экзаменов. 

    В нынешнем учебном году в субъектах Российской Федерации последний раз определяли, по каким предметам экзамены должны были сдаваться в обязательном порядке или по выбору. Согласно закону этот выбор становится прерогативой Рособрнадзора. Конечно, очень важно для организаторов проведения экзаменов, а более всего - для школьников и их родителей, - заранее, до начала учебного года или хотя бы в его первые месяцы знать о предстоящих изменениях в программе экзаменов, в положении о государственной итоговой аттестации выпускников. Эксперимент выявил немало коллизий, требующих решения или уточнения.

    Несмотря на то, что со следующего года ЕГЭ из эксперимента превращается в повсеместную и обязательную форму проведения выпускных экзаменов, споры вокруг него не прекращаются. Но в департаменте образования Сахалинской области считают, что ЕГЭ позволил давать точную оценку знаний ребят, лишив выпускные экзамены элемента субъективности, что в прошлом порой делало оценки в аттестате неадекватными истинному уровню полученного образования.

    Кстати

    В Сахалинской области в этом году  окончили среднюю школу около 4500 человек. Золотые  медали "За особые успехи в учении" получили 65 выпускников (на четыре больше, чем в прошлом году) из 85, претендовавших на них. Серебряных медалей удостоены 104 одиннадцатиклассника. 33 процента учеников окончили школу без "троек". Наибольшее количество золотых медалистов в Южно-Сахалинске (24), Холмском (13) и Корсаковском (5) районах. Среди учебных заведений лидерами 2008 года оказались лицей "Надежда" (Холмск), который подготовил шестерых золотых медалистов, гимназия поселка Ноглики (4 медали), школы сел Горнозаводск Невельского района (3), Озерское Корсаковского района (3) и села Быков Долинского района (2 золотые медали).

    Поделиться