В Саратове вынесен приговор по делу о столкновении "Ягуара" и "Мерседеса", в результате которого погибли 4 пешехода

В октябрьском районном суде Саратова вынесен приговор по нашумевшему делу о столкновении автомобилей "Ягуар" и "Мерседес", в результате которого погибли четыре пешехода.

Подозреваемый стал свидетелем

Трагедия случилась ясным февральским днем 2006 года. На углу улиц Чапаева и Бахметьевской встретились две иномарки. В результате столкновения одна из машин вылетела на тротуар, жертвами аварии оказались 6 человек, которые просто шли мимо. Четверо из них: Марина Альтшулер, Ольга Галкина, а также Нелли и Аня Ивченко (мать и дочь) погибли. Сами водители иномарок, которых выручили подушки безопасности, не пострадали.

Расследование этого дела, вызвавшего большой общественный резонанс, длилось больше года. Водитель "Ягуара" Дмитрий Жуков и "Мерседеса" - Роман Корсунов длительное время находились в статусе подозреваемых. Четыре раза по делу проводились автотранспортные экспертизы, которые пришли к различным результатам. Выводы предварительное следствие сделало на основании последней (четвертой) экспертизы, проведенной московскими экспертами - сотрудниками МВД и минюста. В итоге обвинение в причинении смерти по неосторожности четырем людям было предъявлено водителю "Ягуара" Дмитрию Жукову, со второго участника аварии Романа Корсунова (именно его автомобиль сбил пешеходов) подозрения были сняты, в деле он фигурировал как свидетель.

Кто виноват?

По версии следствия, Жуков, ехавший на машине "Ягуар" по второстепенной улице Бахметьевской и сворачивавший на улицу Чапаева, нарушил правила дорожного движения. Он выехал на перекресток, не убедившись, что путь свободен, и столкнулся с "Мерседесом", за рулем которого сидел Корсунов.

То, что все происходило именно так, подтвердили свидетели, опрошенные сотрудниками милиции на месте аварии. Сам Жуков утверждал, что выехал на перекресток, убедившись, что с правой стороны нет машин, и вынужден был остановиться, пропуская пешеходов. В это время в "Ягуар" якобы и врезался мчавшийся на большой скорости "Мерседес". Из этого адвокат Жукова делал вывод, что водитель "Ягуара" в аварии не виноват, правила нарушил водитель второй иномарки, который превысил скорость.

И эта версия тоже подтверждалась свидетельскими показаниями. Двое свидетелей заявили, что видели, как "Ягуар" стоял на перекрестке, пропуская пешеходов. Причем эти люди обратились к следователям, откликнувшись на объявление Жукова в газете. Правда, в суде у гособвинения и представителей потерпевших возникли сомнения в их объективности. Когда гособвинитель Сергей Паршин стал расспрашивать одного из них, какая в этот день была погода и как тот был одет, свидетель сообщил, что было тепло, плюс 15 градусов, а одет он был в сланцах и шортах. Это в феврале-то!

Еще несколько человек и на следствии, и в суде дали показания, что "Мерседес" двигался со значительной скоростью. Один из свидетелей даже определил ее на глаз: километров 80 в час. В такой ситуации значение результатов экспертиз, проведенных по делу, еще более возросло. Однако и эксперты разошлись в выводах.

Первые экспертизы, проведенные в Саратове, не дали уверенного ответа на главные вопросы: ехал или стоял "Ягуар" и с какой скоростью двигался "Мерседес". Очередную экспертизу (по инициативе Дмитрия Жукова) провел специалист из Уфы, в результате он пришел к выводу, что "Ягуар" был неподвижен, а "Мерседес" двигался со скоростью от 60 до 100 километров в час. Последняя комиссионная экспертиза МВД и минюста пришла к противоположенным результатам: "Ягуар" двигался, а "Мерседес" ехал со скоростью 52 километра.

Последний вывод экспертов вызвал несогласие родственников погибших.

- Сомнения вызывает правильность расчетов, проведенных экспертами, которые определили скорость "Мерседеса", - считает Евгений Альтшулер, брат одной из погибших женщин, сам физик по образованию.

Об этом же говорил и приглашенный в суд в качестве специалиста известный в Саратове ученый, профессор технического университета Виктор Столяров.

Между тем этот момент имел решающее значение: ведь если бы не вывод, что "Мерседес" не превышал скорости, на скамье подсудимых оказались бы оба водителя. Адвокат Жукова выступил с ходатайством назначить еще одну экспертизу по делу, но суд ему в этом отказал.

Без извинений

В своем последнем слове, Дмитрий Жуков заявил, что не считает себя виновным. Извиняться перед родными погибших людей он не стал.

- Во время суда адвокат Жукова не раз говорил, что его подзащитный готов выплатить всем потерпевшим по 150 тысяч рублей. Непонятно одно: что до сих пор мешало ему это сделать, - говорили в суде родственники погибших.

Не все, конечно, измеряется деньгами, но, по словам одного из потерпевших, за прошедшие полтора года водители - участники аварии - не оказали даже минимальной помощи его дочери, которая осталась без средств к существованию. Извинений, соболезнований ни от одного из участников аварии люди, потерявшие родных и близких, тоже так и не дождались.

- Моральную ответственность, даже при отсутствии вины, в такой ситуации водитель должен нести, но у меня сложилось мнение, что для Жукова и Корсунова все случившееся - лишь досадное обстоятельство, мешающее обеспеченной жизни, - заявила Екатерина Бурдонова, представлявшая в суде интересы потерпевших.

Увы, подобная позиция водителей, виновных в гибели людей, - сегодня совсем не редкость. "РГ" уже писала о другой похожей аварии: на проселочной дороге в Саратовском районе предприниматель сбил троих подростков, один из мальчиков скончался. Всю свою энергию после случившегося водитель направил на то, чтобы избежать уголовной ответственности, создать себе фальшивое алиби.

ЕСудья Анна Тихонова признала Жукова виновным в причинении смерти по неосторожности четырем людям и назначила ему наказание: 5 лет лишения свободы в колонии-поселении. В зале суда его взяли под стражу. Однако у водителя еще остается возможность обжаловать это решение, а значит, пока судебный процесс для всех участников трагедии еще не закончен.

Мнение

Сергей Паршин, заместитель прокурора Октябрьского района:

- Причина увеличения числа аварий с тяжелыми последствиями заключается в том, что автопарк в нашей области за последние годы значительно вырос. Появилось много современных моделей машин, более мощных, а значит и более потенциально опасных для других участников движения. Что касается ответственности водителей (это мое личное мнение), то здесь не совсем положительную роль сыграло распространение автострахования. Застраховав дорогой автомобиль, его хозяин уже не так боится повредить свою собственность в аварии. Пусть не покажется странным, но порой именно это и порождает безответственные действия на дороге.

Кстати

За пять месяцев нынешнего года на территории Саратовской области в дорожно-транспортных происшествиях погибло 107, пострадало 990 человек. Последняя трагедия произошла буквально на днях. В поселке Горном 27-летний водитель, находясь за рулем автомобиля "Хундай-акцент", сбил своего ровесника, который шел по обочине дороги. Молодой человек от полученных травм скончался.