Новый техрегламент на сигареты может оказаться самым конфликтным

Сегодня Госдума планировала рассмотреть во втором чтении проект федерального закона "Технический регламент на табачную продукцию". Это четвертый регламент из тех трехсот, которые предстоит принять депутатам. Табачный регламент, похоже, может оказаться самым конфликтным.

Это понятно, ведь за каждой нормой такого закона - очень серьезные экономические интересы. Работавшие над ним законодатели утверждают, что технический регламент на табак нужно принимать как можно скорее, это будет главный документ, позволяющий государству контролировать табачную индустрию. И в этом есть логика, поскольку в 1997 году у нас отменено лицензирование производства и оптовой продажи табака.

Вместе с тем, напомним, Россия недавно ратифицировала Конвенцию ВОЗ по борьбе против табака. Значит, мы теперь должны приводить национальное законодательство в соответствие с ее требованиями. В процессе работы над регламентом удалось учесть многие положения Конвенции, но не все. Самым серьезным камнем преткновения перед вторым чтением оказались "легкие" сигареты и их вариации.

Конвенция ВОЗ требует отказаться от подобных надписей на пачках, вводящих потребителей в заблуждение. Между тем на российском рынке этот "легкий" сектор как раз наиболее активно сейчас развивается. Понятно, что табачный бизнес этому запрету всячески сопротивляется. Но для сопротивления у него практически уже нет времени - Конвенция вступает в силу через 90 дней после ее ратификации. В нашем случае это конец июля. И если до этого времени техрегламент не будет проголосован во всех трех чтениях, то потом в нынешнем виде он не может быть принят. Таковы требования Конвенции: после ее вступления в силу нельзя принимать законы, противоречащие ей. Как поведут себя законодатели, покажет время.

Кстати, на сегодняшний день ввели запрет на маркировку "легкие" ("суперлегкие" и т.п.) 46 стран мира. В их числе - все страны Евросоюза, Австралия, Норвегия, Канада, Бразилия, Украина, Армения и другие.

компетентно

Россия является ключевой сферой интересов для табачных компаний.

Во-первых, в связи с тем что табачные акцизы в России одни из самых низких в мире, здесь делаются сверхприбыли. Российский рынок табачной продукции составляет приблизительно 20 миллиардов долларов США и упускать такую нишу не захочет никто. Во-вторых, Россия - влиятельная страна в пространстве СНГ, и успех табачных лоббистов в России является гарантией роста уровня курения не только среди россиян, но и среди жителей других стран СНГ. Наконец, сверхнизкие цены на сигареты делают Россию важным источником контрабанды сигарет в страны Евросоюза.

Табачные компании не раскрывают свои рекламные бюджеты в России, однако, учитывая масштабы российского рынка, можно быть уверенным, что они колоссальны. Глобально табачная индустрия на рекламу и продвижение табака тратит 13 миллиардов долларов США ежегодно. Средства, привлеченные на борьбу с табаком, в 50 раз меньше.

Ключевыми источниками антитабачного финансирования являются противораковые организации, фонды здравоохранения, а также частная инициатива. В России возлагаются большие надежды на гранты Общественной палаты, распределяемые Лигой здоровья нации, лидером которой является Лео Бокерия. Большую помощь мировому антитабачному сообществу оказал Майкл Блумберг, мэр Нью-Йорка. Долгие годы он сам курил, но затем бросил и стал страстным борцом с курением не только в Нью-Йорке, но и во всем мире. Семья Майкла Блумберга выделила значительные средства в помощь Всемирной организации здравоохранения и общественным организациям по всему миру на борьбу с курением. Хочется надеяться, что этому примеру последуют и российские бизнесмены.

Тем не менее даже с учетом всех этих инициатив, силы неравны. Табачные компании в России используют колоссальные финансовые и административные ресурсы для того, чтобы добиваться своего. Классическим примером этому является продвижение проекта федерального закона "Технический регламент на табачную продукцию". Разработчиком этого законопроекта официально является Ассоциация производителей табачной продукции "Табакпром", что противоречит ст. 5 п. 3 ратифицированной Россией Конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.

Конечно, добросовестным российским депутатам и чиновникам удалось добиться изъятия из технического регламента наиболее одиозных положений, однако он по-прежнему противоречит интересам здоровья нации. Так, в техрегламенте предлагается легализация так называемых "легких" сигарет, что противоречит Конвенции ВОЗ по борьбе против табака, а значит, международным обязательствам по охране здоровья своих граждан, которые взяла на себя Россия. Все это дает возможность оспаривать этот закон в судах в случае его принятия.

Надписи на пачках сигарет типа "легкие", "с пониженным содержанием смол" и т.п. являются обманным маркетинговым ходом табачной промышленности. Показано множеством исследований, что смертность и заболеваемость среди курящих т.н. "легкие" сигареты такая же, как и у других курильщиков. Однако многие не бросают курить, считая, что "легкие" менее вредны. Основными потребителями сигарет с такой маркировкой являются дети и женщины, поскольку такие надписи сопровождаются "гламурным" стилем пачки и рекламной кампании сигарет.

Министерство здравоохранения и социального развития против легализации псевдолегких сигарет. В ходе Консультативного совета по защите прав потребителей 8 июля тема запрета обманных надписей типа: "легкие", мягкие, lights, и т.д. будет обсуждаться Роспотребнадзором и Конфедерацией обществ потребителей.

Проект Технического регламента по табаку мимоходом, незаметно фактически легализует и вводит в оборот в России чуть ли не десяток пока экзотических для нас, опасных для жизни и здоровья человека форм потребления табака, в том числе в смеси с известью, пометом птиц (насваи) и т.п.

Наконец, Закон "О техническом регулировании" вообще запрещает создание технических регламентов на опасную для жизни и здоровья продукцию, каковой является табак. Таким образом, нет никаких оснований для принятия этого законопроекта, противоречащего интересам здоровья россиян.

Андрей Демин, президент Российской ассоциации общественного здоровья

Алексей Шабашов, председатель правления "Ассоциации "Здоровые регионы"

Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей