Вчера в Верховном суде началось рассмотрение заявления "Союза правых сил", просившего объявить недействительным постановление ЦИК о признании результатов выборов в Госдуму.
Четыре года назад все это уже было. Тогда, правда, иск подавали совместный: в зале Верховного суда рядком сидели коммунисты, правые и "яблочники". Сейчас же заявления СПС и КПРФ, поданные примерно в одни и те же сроки, рассматриваются порознь. И вчера стало понятно почему - вся жалоба СПС почти полностью посвящена борьбе с правоприменением избирательного законодательства правоохранительными органами.
Как вкратце изложил суть позиции заявителей судья ВС Владимир Зайцев, они просят признать недействительным постановление Центризбиркома от 8 декабря 2007 года, "в связи с многочисленными нарушениями законодательства, которые не позволили выявить волю избирателей". Ссылаясь на материалы, представленные партийцами, Зайцев сообщил, что, по их мнению, в результате изъятия агитационных печатных материалов в Московской, Омской, Кировской и Брянской областях, в Удмуртской Республике и в Пермском крае "была полностью парализована деятельность партии". Вот поэтому в Верховном суде и оказался иск от партии СПС, а также от физических лиц, указывающих на нарушения их активного и пассивного избирательного права, - председателя СПС Никиты Белых, адвоката партии Вадима Прохорова и избирателя из Перми Сергея Казакова.
Правда, представители Центр избиркома, оказавшиеся ответчиками, попытались оспорить участие троих заявителей в процессе. Так, Дмитрий Воронин в самом начале слушаний заявил ходатайство о прекращении дела, указав, что граждане Белых, Прохоров и Казаков не входили в список СПС и никто не чинил им препятствий, чтобы прийти на участок и проголосовать.
- Как это не входил? - ошарашенно вслух спросил Никита Белых, стоявший в списке кандидатов в Госдуму под первым номером.
- Заявление о том, что Белых не входил в список, тогда как он его возглавлял, иначе как шуткой или ошибкой я назвать не могу, - язвительно отреагировал Прохоров.
Возможно, что именно поэтому ходатайство ЦИК было отклонено судом. И Никите Белых дали слово как гражданину и лидеру партии. Он рассказал, что по итогам выборов в региональные парламенты в конце 2006 - начале 2007 года СПС смог в среднем набрать 7,87% голосов в результате новой тактики проведения кампании: распространяя агитационные печатные материалы и непосредственно общаясь с избирателями. Однако в течение октября-ноября 2007 года, по словам Белых, около 36 млн экземпляров материалов было изъято, причем в отношении 32 млн экземпляров судами было принято решение о том, что изъятие было незаконным. "Нарушены и права нашей партии, и мои права, и права избирателей, которые не получили возможности реализовать свое право выбора", - заявил Белых. Житель города Пермь Сергей Казаков сообщил, что он пытался получить информационные материалы СПС, но не смог - они были арестованы. Здесь судья оживленно поинтересовался, а ходил ли Казаков голосовать. Оказалось - голосовал.
Тут слово дали Вадиму Прохорову, и время остановилось, потому что он подробно останавливался на фактах изъятия в каждом из регионов. Стало наконец понятно, что же это были за печатные материалы: листовка в виде газеты, где, по мнению Прохорова, "дана спокойная информация, ориентированная на социальные проблемы", также настенные календари с Белых и вторым номером списка Борисом Немцовым и маленькие календарики - Белых на фоне осеннего пейзажа. "Как ни крути, но Белых на бен Ладена не похож, - острил Прохоров, - но и календарики изымали, долго и упорно проверяли на экстремизм". Первый раз печатный агитационный материал был изъят в Красноярске 25 октября прошлого года - сперва 100 тыс. экземпляров из машины, потом 551 200 - из типографии. И дальше, по словам Прохорова, "материалы изымались в любом случае, а потом искали предлоги, как бы их не возвращать до дня тишины, до 1 декабря, когда агитация уже запрещена". В Подольске, к примеру, сотрудниками органов внутренних дел были изъяты 130 тонн агитационных материалов. А в Удмуртии, сообщал Прохоров, "12 ноября в материалах экстремизма избирком не нашел, 15 ноября - нашел, а 29 ноября уже прокуратура решила, что все в порядке", и к 1 декабря партия могла свою агитацию забирать. "И для чего они нужны за два дня до голосования?" - задавался вопросом Вадим Прохоров. В общем, он пришел к выводу, что "власти РФ не создали все надлежащие условия для полноценного участия нашей партии в избирательной кампании". На момент подготовки номера рассмотрение дела все еще продолжалось.