Новости

03.07.2008 04:00
Рубрика: Культура

Фабрика грез

От "Адмирала Нахимова" в цвете до электронного билета в зал

В Москве открылся конференц-форум кинематографической общественности "Российская киноиндустрия-2008: анонс будущего", приуроченный к празднованию 100-летия российского кино.

Такое смелое название должно соответствовать и задачам начавшегося мероприятия. Цель - ни много ни мало - определить пути и перспективы развития отечественной киноиндустрии.

В программе конференц-форума обсуждение вопросов роли и места киноиндустрии в обществе, проблем регулирования киноотрасли - законодательных, административных, финансовых. А также - поиск пути к зрителю.

Конференц-форум открылся пленарным заседанием "О состоянии российской киноиндустрии, возможностях и перспективах ее развития до 2015 года", где корреспондент "РГ" обратил внимание на следующие высказывания:

Никита Михалков, председатель Союза кинематографистов России:

- Кино становится реальным бизнесом, реальным рынком. Но сейчас мы столкнулись с последствиями технического прогресса. Информация теперь настолько сжата, что мы встаем перед дилеммой: как привнести в нашу жизнь духовное воспитание человека. У нас нет времени, чтобы рассмотреть, насладиться и понять картины в галерее. Мы довольствуемся краткими содержаниями литературных произведений, не вдаваясь в подробности, не чувствуя того, почему развязка сюжета такова, какова она есть. Изменился даже звук перелистываемых страниц в читальном зале, наверное потому, что все чаще листают глянцевые журналы. Мы утеряли созерцательность жизни.

Будущее кино во многом зависит от технологий производства и потребления. Огромное значение имеет проникновение фильма к зрителю. Сейчас около 80 миллионов россиян - жителей малых городов и сел - не имеют доступа к новинкам кино. Надо строить кинотеатры, а для этого требуется поддержка государства. Человек должен чувствовать внимание государства и общества. Так что нужно строить не просто кинотеатры, а культурные модули, в которых есть и библиотека, и проводятся лекции, и имеют место другие культурные мероприятия.

Важно и расширение производственной базы. Сегодня требуется постройка больших киностудий, есть проект постройки кинофабрики.

Ныне в кинопроизводстве заняты около 400 компаний. Из них выживают лишь немногие. Маленькие студии не смогут пробиться на большой экран, но они должны стать дополнением к гигантам киноиндустрии. Это "гарнир", а не "основное блюдо".

Сейчас перед нами встает проблема образования. Начисто потеряно среднее звено, мы попали в экстремальную ситуацию, когда главный режиссер вынужден сам заниматься деталями, например, объяснять порядок действий пиротехникам или костюмерам. Профессия второго режиссера ныне отсутствует как класс. Нет и понятия репетиционного периода, актер готовится к роли прямо на площадке.

В отличие от студий школ должно быть больше, и они должны быть небольшими, так как процесс обучения в малых группах проходит легче и эффективнее.

Министр культуры должен быть вице-премьером, а сама культура должна пониматься как национальная безопасность страны.

Государство должно финансировать дебюты, детское кино, а особое внимание надо обратить на ремейки. Сценарии уже готовы, можно и нужно снимать того же "Адмирала Нахимова" в цвете - это будут смотреть. Также государство должно помогать в продвижении наших фильмов за рубежом.

Александр Авдеев, министр культуры Российской Федерации (из приветственного слова):

- Будущее киносообщества следует создавать по образу и подобию правового государства и гражданского общества. Что касается начавшейся конференции, то необходимо заметить, что впервые в отечественном кинематографе будет подводиться итог за всю историю его существования. А это 100-летний юбилей российского кинематографа как такового и 20 лет истории нового российского кино.

Кино всегда доказывало свою значимость в России. Так как это массовый, зрелищный, доступный вид искусства, то оно обладает большими возможностями сделать каждого из нас богаче нравственно и духовно. Кино может предупреждать угрозы человеческому обществу, такие как терроризм. Интеллектуальный продукт, направленный против терроризма много значит. Кино способно содействовать решению этнических и конфессиональных конфликтов. Как известно, быстротечные массовые миграции приводят к отсутствию взаимопонимания между народами, так как в этом случае нет традиции общения, жизни бок о бок. Кино в свою очередь является мощным средством распространения знаний, в том числе и знаний о различных этнических и религиозных культурах.

На кинофоруме должны быть в первую очередь затронуты вопросы национального развития кино. Учет опыта зарубежных стран не должен превратиться в слепое подражание, следует выяснить наши специфические аспекты кинопроизводителей и государства.

В последнее время мы столкнулись с еще одной проблемой - производство кино дорожает, но это не означает, что кино становится лучше. Нужно использовать лучшие мировые образцы поддержки киноиндустрии, но при этом не забывать и наш собст венный многолетний опыт. Нельзя допустить преобладание потребительства над духовностью, нравственностью, которые может и должно привносить в общество киноискусство.

Александр Голутва, заместитель министра культуры Российской Федерации:

- Нам нужно определить минимально достаточную степень вмешательства государства в киноиндустрию. А проблемы, которые мы должны решить, возникают. Во-первых, у нас нет объективной информации о положении дел. Мы можем частично исправить этот недостаток путем внедрения системы единого электронного билета. Это нужно вначале опробовать на ряде кинотеатров, а потом запустить в массы. Во-вторых, мы имеем очень мало современных кинозалов. Кинобизнес пока неспособен быстрыми темпами двигаться в малые города. Нам нужно строить цифровые кинозалы в малых городах, но на это у нас нет общественного заказа. В-третьих, сильно дорожает производство и реклама в киноиндустрии. Расходы съедают прибыли.

Нам нужно выстроить приоритеты. Мы урежем поддержку развлекательного кино и увеличим помощь кино нравственному, интеллектуальному.

Культура Кино и ТВ