Среди москвичей - 80 процентов дисциплинированных плательщиков, а 15 процентов - "забывчивых"...
В районе Замоскворечье недавно поднялся шум, связанный с жилищно-коммунальными платежами. Многие жители получили на руки ядовито-желтые долговые квитанции: "ГУ ИС ставит в известность, что за вами числится задолженность по квартирной плате, а также за предоставленные коммунальные услуги..."
В предупреждении явно сквозила угроза: мол, если не заплатите в течение 5 дней, то... Дальше, почти как в анекдоте - суд, тюрьма, Сибирь. Испуганные люди кинулись в свой расчетный центр: каждый доказывал, что платил все и вовремя. Откуда же набежали долги?
С этим вопросом корреспондент "РГ" отправился к руководителю госучреждения Инженерная служба Москвы Александру Вареву.
Храните старые квитанции
Российская газета : Александр Михайлович, что случилось в Замоскворечье? По версии одной из газет, у вас при переходе на новую компьютерную систему для расчета услуг ЖКХ произошел сбой...
Александр Варев : На новую систему мы перешли еще в прошлом году. И никакого сбоя нет - это фантазии. Москвичи, которые аккуратно каждый месяц платят по квитанциям, то есть в платежах нет "дырок", всегда могут доказать свою правоту. В прошлом году по ТВ показали сюжет: женщина, получив долговую квитанцию, утверждала, что у нее не может быть задолженности. Мы стали разбираться, попросили у нее копию одной из старых платежек, а именно этой как раз и нет. Хотя все остальные сохранились. Просто забыла оплатить. Она в итоге согласилась с выставленной суммой. Так что каждый такой случай требует отдельного разбирательства и, как правило, долг подтверждается.
РГ : Кстати, сколько лет нужно хранить оплаченные квитанции?
Варев : Три года, после чего заканчивается срок исковой давности.
РГ : Значит, в Замоскворечье возмущались сами должники?
Варев : Они сами в этом убедились. Если судить по динамике погашения долгов по Замоскворечью... Но наши коллеги непрофессионально организовали работу с должниками. Во-первых, устроили самодеятельность, отпечатав эти желтые квитанции с юридически неграмотной формулировкой. Нельзя выселить собственника жилья. Во-вторых, они выставили счета всем разом, и в расчетном центре образовалась нервная очередь.
Нет "интересанта"
РГ : Вы исключаете ошибку в расчетах?
Варев : Ошибки не исключены. Все-таки мы обслуживаем 3,5 миллиона лицевых счетов, а сотрудников в 125 расчетных центров - около 5 тысяч. Кто-то из операторов может допустить "прокол", но системной ошибки быть не может.
Ежедневно через нас проходит 200 миллионов рублей платежей, около 6 миллиардов в месяц... Можете представить, если бы был сбой?..
РГ : А приписки возможны?
Варев : Это не исключено, но зачем? В данном случае, как говорится, нет "интересанта". Мы же не работаем с деньгами - только с информацией о них. Никакой корысти у сотрудников нет: деньги идут мимо нас на счета поставщиков услуг: "Мосводоканала", "Мосгаза", МОЭК... Вот когда существовали ДЭЗы, они собирали "коммунальные" деньги на свой расчетный счет, и у директоров - теоретически - была возможность приписать некую сумму.
РГ : Почему же время от времени производится какой-то перерасчет, и с жителей требуют доплату?
Варев : Приведу для примера такую ситуацию. В законодательстве о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам есть такое понятие, как "временное отсутствие". Если человек свыше пяти дней не жил в своей квартире и не пользовался услугами, он вправе потребовать пересчета. Это касается домов, где установлены общие приборы учета воды. А в Москве ими оборудованы практически все дома. Допустим, прибор показал, что потрачено 100 кубометров холодной воды. Их делят на число зарегистрированных жильцов. Определяют, сколько кубов ушло на каждую квартиру. Исходя из стоимости услуги, сумма разбрасывается на всех жильцов. Но кто-то из них потом приносит справку, что месяц был в отпуске, а кто-то - в командировке или в больнице... Им "задним числом" делают перерасчет. Но за те же потребленные 100 кубометров воды должны расплатиться соседи, которые ею пользовались. Так и возникают доплаты.
РГ : Скажите, что за история с фальшивыми платежками? Некоторые жители попались на эту уловку, перечислили неведомо кому свои денежки, а потом пришлось платить еще раз?
Варев : Увы, такие случаи несколько раз в год происходят локально в том или ином районе. Мошенники вбрасывают липовые платежные документы, а некоторые горожане, не глядя на реквизиты, идут с ними в банк. Хотя чтобы отличить подделку, не надо быть специалистом. Простой осмотр убедит вас, что это не тот документ, по которому вы обычно платите. Как правило, они низкого качества, получателем значится какой-нибудь неведомый банк, в перечне услуг - что-нибудь вроде ремонта теплотрассы, иногда на бланке и фамилии потребителя нет - только адрес.
Коммунальные хроники
РГ : Вообще в столице много должников?
Варев : Свыше 80 процентов москвичей - добросовестные дисциплинированные плательщики. Около 15 процентов "забывчивых", у которых короткие долги - за месяц-два. С ними решают вопросы, не прибегая к судебным разбирательствам. А вот оставшаяся часть - хронические неплательщики. По поводу их приходится обращаться с исками в суд. Нам поступали предложения: передать долги коммерческих организаций так называемому коллекторному агентству. Такие структуры выбивают долги, например, для банков. Но город принципиально на это не идет. Ведь всякие бывают ситуации... Например, в семье упал доход. Мы сами должны решить задачу сбора средств, но при этом, конечно, не можем бесконечно кого-то кредитовать.
РГ : И тогда суд выносит решение выселить в Капотню?..
Варев : Это крайняя мера. В прошлом году всего шестерых горожан за долги переселили в общежития.
Кстати
Согласно трехлетней программе, утвержденной правительством Москвы, до 2009 года в муниципальных квартирах (собственность города), а также в квартирах, находящихся в собственности граждан, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, за счет городского бюджета будут установлены индивидуальные приборы учета воды. Это около 1 217 750 квартир.
Лето - время экономии
Собираетесь уехать из Москвы? Знайте, на этом можно сэкономить.
Для этого в районный ЕИРЦ (теперь ГУ ИС) достаточно принести какой-либо документ, подтверждающий факт временного отсутствия. Подойдет, например:
копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;
справка о нахождении на лечении в стационарном учреждении;
проездные билеты, оформленные на имя потребителя (или копии);
счета за проживание в гостинице, общежитии, другом месте временного пребывания (или копии);
справка органов внутренних дел о временной регистрации по месту временного пребывания;
справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, где жилец временно отсутствовал.
В городах и населенных пунктах необходимые бумаги можно получить в администрации, поселковом совете, милиции. Если вы отдыхали в санатории, возьмите справку, в которой указан срок действия путевки. Справки можно брать в гостиницах.
Если вы отдыхали на даче в Подмосковье, то справки специального образца есть у председателей дачных кооперативов. Если были за границей, можно предъявить копию туристического ваучера или билета, который заменит справку из гостиницы.
А дальше - просто: по возвращении домой в течение 5 рабочих дней на основании вашего письменного заявления специалисты районного ГУ ИС (ЕИРЦ) произведут перерасчет. Они вправе снимать копии с предъявленных документов для проверки достоверности сведений, а также направлять официальные запросы тем, кто их выдал.
В перечень услуг, подлежащих перерасчету, входят: холодное и горячее водоснабжение, газоснабжение и канализация. Остальные виды услуг перерасчету не подлежат.
Собираясь в дорогу, можно рассчитаться за коммунальные услуги вперед. Для этого в районном ЕИРЦ надо получить авансовый единый платежный документ (ЕПД) или заказать его по телефону. В домах, где установлены коллективные домовые приборы водопотребления, авансовый ЕПД рассчитывается, исходя из средних показаний приборов за три предыдущих месяца.
Телефон "горячей линии" Инженерной службы Москвы: (495) 961-33-28.