В России продолжается рост инфляции. И в битву за "свободные" деньги граждан активно вступают не банки, с их не поспевающими за ростом инфляцией кредитными ставками, а "финансовые пирамиды" - различные сомнительные "инвестиционные ЗАО, АО и ООО".
Зачастую они скрываются под маской кредитных кооперативов, но на самом деле не имеют к ним никакого отношения.
Не верь рекламе
"Недавно в одной из газет Санкт-Петербурга мы увидели рекламу филиала якобы кредитного кооператива с ярким слоганом "Супербогатей", - рассказал "РГ" заместитель генерального директора Лиги кредитных союзов Александр Соломкин. По его словам, когда он позвонил, чтобы уточнить подробности, там ему сообщили, что головной офис организации находится в Новосибирске и кооператив размещает средства пайщиков на ведущих международных площадках с высокой доходностью в 60 процентов годовых и вкладывает в недвижимость в Черногории.
"А кредиты гражданам кооператив выдает?" - уточнил Соломкин. И, получив отрицательный ответ, сразу сделал вывод, что на том конце провода - классические мошенники. В Законе "О кредитных потребительских кооперативах граждан" четко прописан особый статус этих организаций, которые должны заниматься не финансовым посредничеством, а финансовой взаимопомощью. Другое дело, что этот закон несовершенен.
Напомним, что в нынешнем виде потребительские кредитные кооперативы граждан, или, как их еще называют, "народные кассы взаимопомощи", действуют в России с начала 1990-х годов. В период резких экономических реформ и мощной инфляции они позволили сотням тысяч россиян рассчитывать на собственные силы. Это был способ надежного сохранения личных сбережений и одновременно источник доступных кредитов. И в дефолт 1998 года, когда в России повсеместно "валялись трупы банков, погибло всего два из сотни кредитных кооперативов", состоящих в Лиге. Все остальные выстояли и сохранили финансовую устойчивость, напоминает один из идеологов возрождения кредитных кооперативов в России доктор экономических наук Александр Аузан.
Все в кассу
Сегодня в 40 российских регионах под эгидой Лиги действуют уже 225 кредитных потребительских кооперативов, насчитывающих около 400 тысяч пайщиков. На первый взгляд - капля в море. Но если учесть, что за каждым таким пайщиком стоят еще как минимум трое - члены его семьи, то цифра не покажется маленькой. О чем и говорит средний годовой оборот каждого кооператива, который колеблется от 3-4 до 100-150 млн рублей.
Процедура организации кооперативов очень проста. Собираются 15 человек, регистрируют устав и приступают к работе. В пайщики возьмут любого гражданина России, чей возраст достиг 16 лет. Достаточно только принести паспорт, заплатить вступительный и паевой взносы от 10 до 50 рублей. Новенькому выдадут книжку пайщика и откроют лицевой счет. Условие одно - в новобранцы берут только "своих". Либо по рекомендации от уже проверенных пайщиков - родственников, друзей, знакомых. Либо - по отзывам коллег из профессиональных сообществ. Если вы пришли "с улицы", то тогда на этой улице должно жить большинство пайщиков вашего кредитного кооператива.
То есть люди должны знать друг друга в лицо, поскольку гарантией сохранности "кассы" сами они и являются: в случае финансовых неурядиц каждый отвечает своим паем за пропавшие общие накопления. Основным мотивом при вступлении в кооператив становится стремление людей не только копить, но и жить в кредит. Чтобы кооператив не вырос в "финансовую пирамиду", в законе оговариваются принципы членства в кооперативах - не более двух тысяч пайщиков, прописаны меры защиты их финансовых интересов (суммы страховых резервов), ограничения финансовых рисков.
По оценкам Лиги кредитных союзов, "народная заначка" граждан составляет около 8 миллиардов рублей. Причем с каждым годом количество привлеченных от населения денег на этом оригинальном денежном рынке растет. Лучше всего "народные кассы" приживаются в небольших российских городах, где на всех одно банковское учреждение - Сбербанк, а спрос на финансовые услуги высок.
Впрочем, 8 миллиардов рублей - это только суммарные активы кредитных кооперативов, членов Лиги. Сколько на самом деле в России зарегистрировано кредитных кооперативов и каков в целом финансовый размах их деятельности, не может сказать никто. Деятельность этих организаций в стране не отслеживается. А стало быть, сотни тысяч граждан, которые воспользовались или собираются воспользоваться их возможностями, изначально обречены на то, что могут попасть на "удочку" аферистов, считают в "Лиге".
И дело не "в глупых, жадных и финансово безграмотных людях", которые в стремлении сохранить свои накопления пополняют ряды жертв мошенников, а в том, что в России не создан эффективный механизм контроля за этим сектором финансового рынка.
"По Закону "О кредитных потребительских кооперативах граждан", - поясняет Александр Аузан, - в России уже 7 лет как должен действовать государственный регулирующий орган, который отслеживает деятельность кредитных кооперативов и в случае нарушений своевременно удаляет их с рынка финансовых услуг".
Однако по разным причнам он так и не был создан.