03.07.2008 03:52
Поделиться

Более тысячи человек в Ростовской области пополнили армию бомжей

Более тысячи человек в Ростовской области выселены за последние три года из квартир, поскольку не имеют на них права собственности.

По данным Ростовского областного суда, с момента введения в действие нового Жилищного кодекса РФ, только в местных судах слушалось 2099 гражданских дел, инициированных статьей 31 ЖК РФ. В 1161 случае суд вынес решение о выселении. Кто виноват в этом - некомпетентность судей или пробелы в законодательстве?

Напомним, что 31-я статья нового Жилищного кодекса РФ, вступившего в силу в марте 2005 года, предоставила собственнику жилого помещения право выселять из дома бывших членов семьи без предоставления другой жилплощади. Согласно закону, бывшими членами семьи собственника при расторжении брака автоматически становятся супруг и дети.

Несовершеннолетние Костик и Артем Николаевы ютятся на узенькой кушетке горбольницы. В крошечном кабинете медсестры-мамы дети спят, едят, делают уроки, выслушивают жалобы пациентов. Год назад бывший супруг Татьяны Николаевой выгнал женщину с двумя детьми на улицу. Многолетняя прописка и совместно нажитый ребенок оказались не в счет. Руководство медучреждения приютило семью сотрудницы, зная, что жить ей с детьми негде.

- Временно нам разрешили пожить в больнице. Куда деваться дальше - неизвестно, - со слезами на глазах рассказывает Татьяна Николаева. - При зарплате медсестры в восемь тысяч рублей не то что купить - снять жилье нереально. Сельской местности нужны врачи, но младший медперсонал не требуется. А в городской администрации мне предложили: отправьте детей в приют.

Таких историй много. Жительница Ростовской области Наталья Любимова прожила пять лет в доме матери своего гражданского мужа, вложив деньги от продажи собственного дома в их совместный бизнес. Родившегося ребенка зарегистрировали на отца. Но три года назад собственница квартиры подала в суд и выселила Наташу с ребенком. Все это время женщина без прописки в паспорте вместе с ребенком-инвалидом живет на улице, тщетно пытаясь решить жилищный вопрос в суде.

А 46-летняя ростовчанка Елена Джафарова больше года с тяжелобольным ребенком обитала в бригадном вагончике вокзала. Из родительского дома, где она прожила более сорока лет, на улицу ее выбросил бывший отчим. Свои права собственника он заявил спустя двадцать пять лет, неожиданно появившись в доме. Многочисленные суды оказались на стороне законного владельца помещения, и судебные приставы выселили женщину с сыном на улицу. Больного ребенка не принимают больницы. Нет прописки - нет страхового медицинского полиса. Закрепив конституционно права собственника, законодатель не решил ключевой вопрос: куда деваться бывшим членам семьи собственника? Ведь многим из этих людей реально некуда идти. Лишенные прописки, они автоматически лишаются всех гражданских прав.

- Мы - мертвые души государства, - рассказывает Наталья Любимова - активистка неформального объединения "Дети без будущего", куда вошли несколько десятков выброшенных на улицу женщин с детьми со всей Ростовской области. - Без регистрации в паспорте мы не имеем права голосовать на выборах, определить ребенка в детский сад, школу, обратиться за медицинской помощью.

- Законодатель однозначно закрепляет право собственника, но многие исполнители забывают, что статья 31 Жилищного кодекса РФ предусматривает также охрану и защиту бывших членов семьи, - говорит и.о. начальника отдела по надзору за исполнением закона о несовершеннолетних областной прокуратуры Ирина Черкасова. - Так, в пункте 4 этой статьи сказано, что в тех случаях, когда бывшему члену семьи некуда идти, суд имеет право продлить право пользования данным помещением. В ситуациях, когда могут пострадать дети, суд должен обязать собственника предоставить иное помещение.

Однако на практике эта защита носит весьма избирательный характер и полностью отдана на откуп судам. А местная Фемида не спешит вставать на защиту бывших членов семьи собственника, в том числе и детей, оправдывая свою позицию тем, что закон им точно не указал, что и как делать.

- Как суду на практике применять данную часть статьи 31, законодатель не указывает, - оправдывает коллег по цеху судья Ростовского областного суда Наталья Зайцева. - К примеру, в законе не прописано, на какое время может быть продлено право проживания. Как реально и на каком законном основании суд может обязать одного из родителей купить или арендовать жилье для ребенка.

Другое дело, когда собственником жилья является не родной отец или мать, а так называемый незаконный представитель ребенка - бабушка, дедушка, тетя, отчим, которые не хотят или не могут делить свой кров с бывшими родственниками. И это их законное право, гарантированное конституцией. Выселяемый не понимает, что лишь с согласия хозяина занимает его собственность.

- Закон должен быть всегда на стороне ребенка, - считают в прокуратуре Ростовской области. - Юристы зачастую забывают, что существуют еще Гражданский и Семейный кодексы, где указано, что права и обязанности по отношению к ребенку у отца и матери абсолютно одинаковы. По закону, ребенок должен проживать по месту жительства родителей. Поэтому, если суд выносит решение выселить бывшую супругу и ребенка, действия в отношении ребенка неправомерны, так как не учитываются обязательства родителя-собственника по отношению к ребенку.