Новости

03.07.2008 04:29
Рубрика: Экономика

Вот такая карусель

Кто проверяет безопасность донских аттракционов

Аттракцион - один из самых опасных видов развлечений.

Так считают работники индустрии отдыха, которые делят технику по группам риска. К самой опасной относится та, которой по паспорту больше 10-15 лет. Насколько велика опасность для жизни и здоровья любителей таких развлечений?

На днях один из новочеркасских аттракционных комплексов получил государственный сертификат качества, став первым и пока единственным его обладателем на юге страны. Большинству же других донских аттракционов, эксплуатируемых десятками лет, такой документ не светит.

Сегодня нет надзорных органов, отслеживающих соблюдение требований по безопасности работы аттракционов. Раньше эти функции выполняли ликвидированная шесть лет назад инспекция по аттракционной технике и охране труда Минкультуры РФ. По мнению специалистов, с нормативной базой в отрасли - тоже большая беда.

При несчастном случае ответственность ложится в первую очередь на руководство предприятия-эксплуатанта, то есть парка культуры и отдыха.

К сезонной эксплуатации аттракцион принимает административная межведомственная комиссия, причем только при наличии заключения о его техническом состоянии. Аккредитованных организаций, дающих такой документ, в стране всего три, находятся они в Новосибирске, Подмосковье и Краснодаре.

Уровень проверки других организаций, не имеющих соответствующей методики, в основном ограничивается анализом состояния металлоконструкций, зато за свои услуги они берут дешевле. Для некоторых хозяев аттракционов это является решающим фактором.

Об этом можно судить хотя бы по тому, что краснодарский центр по обеспечению безопасности аттракционов в этом году освидетельствовал всего семь донских комплексов - в Сальске, Аксае, Миллерове, Таганроге и три в Ростове-на-Дону.

- За проверку аттракционов мы платим немалые деньги, - говорит Андрей Лабынцев, заведующий аттракционами парка имени Горького в Ростове. - Каждый год их осматривают краснодарские специалисты, несмотря на то, что вся техника, за исключением колеса обозрения, которое выпущено в 1991 году, - новая.

В позапрошлом году все старые качели-карусели в парке спилили на металлолом. Поводом для этого стал случай серьезной травмы на "Веселых горках". Суд установил вину оператора, который перед запуском аттракциона не проверил, правильно ли пассажир пристегнул ремни безопасности. Парк выплатил пострадавшей девушке компенсацию, а "Веселые горки" были демонтированы.

Иногда акт освидетельствования дается на определенные детали техники. Ведь есть очень сложные аттракционы, и в их техпаспорте прописано, какие узлы подлежат ежегодной проверке.

- Нашим аттракционам более десяти лет, поэтому техническое разрешение на эксплуатацию нам дают максимум на два года, - говорит заместитель директора новочеркасского городского парка Василий Иваненко. - Самостоятельно мы проверяем относительно безопасные аттракционы.

В целях безопасности владельцы аттракционов обязаны следить за соблюдением отраслевого стандарта и руководства по эксплуатации техники от производителя. Это "библия" для любого хозяина аттракциона. Однако руководство по эксплуатации надежно только в том случае, если соответствует промышленным ГОСТам.

Но если еще 20 лет назад в России было всего шесть заводов по выпуску аттракционов, работающих по всем стандартам, то сейчас только в одной донской столице организовано несколько предприятий, производящих аттракционную технику.

Прямая речь

Лилианна Сидоренко, вице-президент Союза ассоциаций и партнеров индустрии развлечений (САПИР):

- Не так давно Российской ассоциацией парков и производителей аттракционов был разработан технический регламент, цель которого - контроль за безопасностью аттракционов. Но его принятие отложено, и, на мой взгляд, это правильно, потому что сегодня нет нормативной отраслевой базы в виде ГОСТа - национального стандарта. При его отсутствии действие техрегламента породило бы только коррупцию.

Мне кажется, нашей стране в вопросе организации безопасной работы аттракционов надо использовать опыт Европы, где действует добровольно-принудительная сертификация, основанная на обязательном страховании этой услуги.

Частные компании страхуют посетителей аттракционов. Цена вопроса зависит от того, насколько высоко доверие страховщиков к фирме. Страховые компании учитывают в данном случае свои риски. При этом страховщики вряд ли будут работать с аттракционным комплексом, не имеющим сертификации. То есть получать сертификат качества владельцев аттракционов подстегивает рынок, что-то вроде механизма самоконтроля.

В России тоже появились компании, страхующие посетителей аттракционов. Но проблема в том, что для российских страховщиков наша отрасль - не те объемы, чтобы лоббировать принятие закона об обязательном страховании.

Но, кстати, если брать статистику несчастных случаев на аттракционах, то она невысока как в нашей стране, так и в мире.

Хотелось бы дать совет эксплуатантам аттракционной техники - не приобретайте ее у неизвестных и ненадежных производителей. Прежде чем купить аттракцион, необходимо просмотреть уставные документы предприятия. Обратите внимание на руководство по эксплуатации и то, в состоянии ли ваши технические работники обслуживать данный аттракцион.

Еще один немаловажный нюанс: безопасность посетителей аттракционов в большой степени зависит также и от них самих. Они должны вести себя соответствующим образом и следовать правилам, написанным на аттракционах. К примеру, если на табличке написано "Детям до 12 лет", значит, надо ей следовать, ведь узлы безопасности аттракциона изготовлены в расчете на такого ребенка. Обязательно нужно обращать внимание на ограничения по здоровью.

Тем временем

Прокуратура Калмыкии обратилась в суд для того, чтобы закрыть парк культуры и отдыха в городе Лагань.

Как рассказала "РГ" помощник прокурора республики Саглара Манжикова, выяснилось, что в парке грубо нарушаются требования противопожарной безопасности - аттракционы не оборудованы средствами пожаротушения, а в распределительном щите выкроили уголок для сторожа, который прохладными ночами топит помещение самодельными "козлами". Ответственный за безопасную эксплуатацию электрохозяйства работник вообще не имеет допуска к работам с подобным оборудованием.

Кстати

В середине мая десять человек пострадали при обрушении карусели в Великом Новгороде. Тремя днями ранее два человека погибли и восемь получили серьезные травмы на аттракционе в Луганске. А полтора месяца назад в небольшом сибирском городке Бердске подросток сорвался с колеса обозрения и разбился насмерть.

Экономика Товары и цены Филиалы РГ Юг России ЮФО Ростовская область