03.07.2008 01:50
    Поделиться

    Двумстам кубанским школьникам, получившим двойки на выпускных экзаменах, дорога в большинство вузов закрыта

    Вчера начался прием документов в высшие учебные заведения Краснодарского края. Двумстам кубанским школьникам, получившим двойки на выпускных экзаменах, дорога в большинство из них закрыта.

    В Центре оценки качества образования Краснодарского края, по словам его руководителя Николая Бондаренко, анализируют по результатам итоговой аттестации причины недостатков в работе кубанских школ. Хотя специалисты центра уверены, что на фоне других регионов страны в крае показатели не худшие.

    В этом году выпускники лучше сдали экзамены "предмет по выбору". Если в 2007 году двойки здесь получили 19,4 процента школьников, то в нынешнем - 14,9. Но эти цифры, как выяснил корреспондент "РГ", не учитывают выпускников вечерних школ. Самым же результативным предметом для кубанских абитуриентов оказалась химия. Впрочем, как и биология. Специалисты объясняют эту особенность аграрной спецификой Краснодарского края: многие выпускники выбирают медицинские и аграрные вузы и техникумы. А вот физику кубанские школьники сдали хуже, чем, к примеру, челябинские одиннадцатиклассники. Опять-таки, по мнению работников центра, это связано с тем, что сибирские школьники в большей степени, чем их сверстники из южных регионов, видят себя будущими специалистами индустриальной сферы.

    Вообще, как считают специалисты центра, кубанские школьники оказались в более щадящих условиях, нежели другие, по той причине, что эксперимент по внедрению ЕГЭ на Кубани идет давно. Экзамены в новой форме вводились постепенно, а не обрушились сразу по многим предметам, как это произошло в ряде российских регионов. Контрольные материалы претерпели изменения. Так, в тестах по литературе практически убрали часть "А", где раньше были вопросы вроде "Каким видом спорта занимался Лев Толстой?". Оставили творческую часть.

    - Предполагается, что в следующем году литература в форме ЕГЭ будет обязательной для тех, кто собирается поступать на факультеты филологии и журналистики в педагогические вузы Армавира и Славянска-на-Кубани, а также в КубГУ, - сообщил Николай Бондаренко.

    Ожидалось, что наибольшее количество двоек будет по математике. А вышло так, что хуже сдали русский язык. Всем школам позволили ввести в выпускном 11-м классе по одному-два факультативных часа по русскому языку, но не все школы этим воспользовались. Хотя 17 выпускников показали блестящие, стобалльные результаты.

    - И все-таки из 35 тысяч выпускников, сдававших экзамены, 200 получили по одной двойке, 20 - по двум предметам, - сообщил Николай Бондаренко. - Когда проанализировали ситуацию, оказалось, что из тех самых 20 учеников, получивших на итоговой аттестации по две двойки, 18 - из одной сочинской вечерней школы.

    Сейчас в краевом департаменте образования пытаются разобраться в причинах неудачи. Одной из причин школьных двоек сами педагоги называют работу в пожарном режиме. Слишком поздно в школы приходят сведения о том, как будет проходить вступительная кампания. Проблема и в отсутствии официальных документов, из которых можно было бы узнать, каковы условия ЕГЭ. И сейчас учителям не известно, что же ожидает их питомцев в следующем году. Останется ли спасительный дополнительный балл на экзаменах по предметам по выбору для тех, кто его сдаст на двойку? Сколько будет обязательных экзаменов в форме ЕГЭ?

    Как считают педагоги, в следующем году ситуация с двойками может усугубиться.

    - Буквально в последний момент из Министерства образования РФ пришел спасительный документ - положение, разрешающее пересдать злополучные экзамены всем двоечникам уже в нынешнем году, а не через год, как предполагалось раньше, - сказал Николай Бондаренко. - И аттестаты без двоек, если они пересдадут предметы успешно, им выдадут. Пересдавать свои "хвосты" они будут на следующей неделе. Экзамены пройдут в традиционной форме, хотя сами задания будут приближены к тестовой системе, как на ЕГЭ. Однако в свидетельстве о результатах, которым руководствуется приемная комиссия в вузах, сумма набранных баллов останется без изменений, то есть соответствующей школьной двойке.

    По нынешнему же положению о проведении ЕГЭ, приемная комиссия вуза имеет право не принять документы у такого абитуриента. То есть если им хотя бы по одному из тех предметов, по которым проводятся вступительные экзамены в форме ЕГЭ, на итоговой аттестации в школе получено количество баллов, соответствующее школьной оценке два. А это означает, что тем самым двумстам кубанским ученикам, а тем более тем двадцати, что получили по две двойки, дорога на бюджетные отделения в вузы в этом году, скорее всего, закрыта. Впрочем, как пояснили в краевом департаменте образования, на специальности, где будет недобор, шанс поступить у двоечников все-таки есть, как и в коммерческие вузы.

    В этом году абсолютно все кубанские институты, университеты и академии зачисляют абитуриентов только по результатам ЕГЭ. Исключение пока что сделано только для военных вузов и тех, что действуют в системе УФСБ. Даже Краснодарский университет МВД впервые влился в общий строй по полной программе. С этого года здесь все экзамены, предусмотренные "Положением о проведении ЕГЭ", принимаются в форме единого экзамена, естественно, кроме физподготовки. Конечно, на 35 тысяч кубанских выпускников число школьных неудачников невелико. Однако за каждым из провалов - конкретная судьба. И только ли школьник виноват в своей неудаче?

    Мнения

    Галина Войтенко, член краевой экспертной комиссии по проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ:

    - Может, это и жестоко, но ведь никто из нас не хотел бы лечиться у некомпетентных врачей, учиться у безграмотных учителей. На мой взгляд, подобный отбор жизненно необходим, если мы не хотим, чтобы образование превращалось в профанацию. Из своего опыта скажу, что те дети, которые хотят учиться, двоек на ЕГЭ не получают.

    Александр Адамский, ректор Института образовательной политики "Эврика", известный российский эксперт в области образования:

    - Моя бы воля - принимал бы всех школьников в вузы без экзаменов, потому что любой экзамен - серьезный стресс и зло для человеческой психики. Однако при нынешней системе образования - ЕГЭ все же меньшее из зол. Хотя не уверен, что сегодня главная задача школы - давать только знания.

    Поделиться