Стволовые клетки - мифы и реальность

Стволовые клетки - из самых модных тем. Потому, наверное, и обрастают всяческими легендами. То они панацея от всех бед, то чуть ли не исчадие ада. А на самом деле? Об этом корреспондент "РГ" беседует с доктором медицинских наук, профессором, директором "Банка стволовых клеток" департамента здравоохранения Москвы Ольгой Майоровой.

Российская газета: Ольга Андреевна! В последнее время все чаще звучат заверения о том, что из стволовых клеток можно сделать буквально все, вылечить любые болезни.

Ольга Майорова: И в это многие верят. Пару дней назад к нам позвонили и слезно просили сохранить клетки погибающей кошки, чтобы потом из них создать клон. Не просто было объяснить безутешным хозяевам домашней любимицы, что такое в нашем учреждении невозможно.

Может быть, такое под силу крупнейшим лабораториям за пределами нашей страны. Но и там точной копии не будет - будет другая кошка.

РГ: А как же овечка Долли?

Майорова: Долли не была точной копией своей матери, хотя бы потому, что страдала множеством заболеваний и погибла очень рано. Кошек, как известно, за рубежом тоже клонируют. Но получаются другие кошки - иного цвета, иного характера. Эффективно клонируют, во всяком случае пока, только мышей.

РГ: Вернемся к вашему банку стволовых клеток, который вы возглавляете. Зачем он нужен?

Майорова: Все подобные нашему государственные банки в ведущих странах мира созданы, чтобы устранить дефицит доноров костного мозга. Банк хранит клетки-предшественники, иными словами клетки крови для лечения заболеваний, требующих пересадку костного мозга. Прежде всего это онкологические, гематологические, некоторые наследственные болезни, в частности, лейкозы, тяжелые апластические анемии, некоторые наследственные болезни иммунной системы, некоторые врожденные тяжелейшие болезни обменного характера. Источником стволовых клеток может быть костный мозг, периферическая и пуповинная кровь.

РГ: А пуповинную где добываете? Ведь говорят, что ради нее чуть ли не убивают младенцев. Понимаю, что это чушь, которую не следует повторять. Но хочется вашего четкого ответа.

Майорова: В государственный банк пуповинная кровь поступает только после согласия матери на безвозмездное донорство.

Согласно приказу департамента здравоохранения Москвы, наш банк работает с несколькими родильными домами. Там со здоровой будущей мамой проводится беседа о том, насколько важно сохранить пуповинную кровь, что это может спасти жизнь другому человеку. Если мама согласна на сбор пуповинной крови, то она подписывает информированное согласие. Далее происходит следующее. После рождения здорового ребенка и пересечения пуповины ребенок переходит под опеку педиатра. После отделения плаценты акушерка собирает кровь из пуповины. Ранее этот материал полностью утилизировался. Эта процедура, которая, кстати, бесплатна, абсолютна безопасна и для мамы, и для новорожденного. Пуповинная кровь в дальнейшем поступает к нам в банк для соответствующей обработки и хранения. Например, из этой крови с помощью высочайших технологий выделяются клетки-предшественники, в том числе и стволовые.

РГ: Какая между ними разница?

Майорова: Клетки-предшественники - это более общее название. Среди них могут быть клетки с ограниченной способностью к восстановлению кроветворения. А стволовые клетки, полученные из пуповинной крови, могут полностью восстановить все клетки крови.

РГ: Вот у меня низкий гемоглобин. Я могу обратиться в ваш банк, чтобы вы мне продали или просто дали стволовые клетки?

Майорова: Низкий гемоглобин далеко не всегда повод для лечения стволовыми клетками. К тому же в нашем учреждении они не являются товаром. Получить их может только медицинское учреждение, имеющее соответствующую лицензию. Частным лицам клетки не выдаются. Это исключено.

РГ: А если в семье есть ребенок, страдающий онкогематологическим заболеванием, и родители просят вас сохранить пуповинную кровь будущего брата или сестры с тем, чтобы потом с ее помощью вылечить старшего. Это возможно?

Майорова: Это тот редкий случай для нашего учреждения, когда клетки пуповинной крови хранятся адресно. Также бесплатно. Но клетки из этой крови могут быть выданы только тому учреждению, в котором лечится старший больной ребенок.

РГ: А если с человеком несчастье - он потерял руку или ногу. Можно из стволовых клеток вырастить новую конечность?

Майорова: Пока это из области фантастики. Да и вряд ли это даже теоретически возможно, используя клетки крови. Хотя периодически появляются сенсации, что из стволовых клеток вырастили мочевой пузырь, сердце и так далее. Для этого используются другие клетки. И результат не воспроизводим. Иначе западные клиники уже применяли бы такие технологии. Пока это лишь фундаментальные исследования, необходимые для дальнейшего продвижения науки, а не клинический опыт. Кстати, такие исследования могут и должны проводиться только на высочайшем технологическом уровне.

РГ: А для омоложения клетки из вашего банка не годятся? Или они так дороги, что доступны лишь мировым топ-модель?

Майорова: К сожалению, надежных методов сохранения вечной молодости с использованием этих клеток пока в природе не существуют. Исследования свойств стволовых клеток, поиск их места в лечении многих заболеваний находятся в самом начале. Напомню: животные, пусть самые любимые кошечки, и самые нелюбимые мыши - это все-таки животные. Это не человек! Поэтому даже самые успешные эксперименты на животных нельзя безоглядно переносить на человека. Требуется еще долгий и непростой путь к определению места клеточной терапии в широком здравоохранении.

Не надо все валить в одну корзину. Нелишне перечитать "Собачье сердце" Михаила Булгакова. Гениальные писатели - удивительные провидцы.