Валерий Окулов: У авиаперевозчика должен быть выбор, где заправить самолет

Минтранс передал в правительство свои предложения о создании госкомпании на базе Росавтодора, сообщил вчера министр транспорта Игорь Левитин. Правда, пока еще не определено: отдадут ли ей всю федеральную автодорожную сеть в собственность или только в управление.

Министр отметил, что его ведомство заинтересовано в передаче автодорог именно в собственность. "Мы готовы также разработать нормативную базу для того, чтобы коммерческие структуры, в том числе и банки, могли участвовать в крупных дорожных проектах", - продолжил Игорь Левитин.

Вчера в Москве в рамках ежегодного конгресса национального бизнеса прошел "круглый стол", который вел министр транспорта. Тема разговора - частно-государственное сотрудничество для развития транспортной инфраструктуры. Игорь Левитин отметил, что до настоящего момента вся инициатива шла от государства. И сейчас образовался громадный провал по предложениям со стороны бизнеса. На традиционную критику о плохом состоянии дорог министр предложил присутствующим на следующей недели вместе выехать на дорогу М-5 Москва-Челябинск и проявить инициативу по строительству объектов на этой трассе.

На этом разговор о "земных" дорогах закончился и перешел "под небеса". Глава "Аэрофлота" Валерий Окулов привлек внимание министра к теме топливных заправок. По его словам, в аэропортах сейчас нет "никакого альтернативного топливного обеспечения, что очень больно бьет по перевозчикам в условиях топливного кризиса". Вторая проблема - в этом году значительно выросли аэронавигационные сборы - на 23,6 процента, а аэропортовые сборы увеличились с 19 до 30 процентов, поднялись на 53 процента и сборы на авиабезопасность. Окулов обратился к министру с просьбой снизить эти тарифы и ставки. По его прогнозам, после сезона летних отпусков может наступить провал по показателям перевозок. Что касается топливозаправочных комплексов, то министерство транспорта, как сообщил Левитин, уже "выходит с предложениями в Федеральную службу по тарифам с предложением ввести госрегулирование на оплату услуг за хранение и подачу топлива в самолет".

Также авиаперевозчики ожидают от государства пересмотра межправительственных соглашений в области воздушного сообщения, которые регламентируют число полетов между Россией и странами СНГ. Окулов отметил, что иногда считают не только частоту рейсов, но и количество кресел. Это тормозит развитие авиаперевозок. Он констатировал, что между Россией и странами СНГ нет визового режима и большая деловая активность. И, конечно же, есть авиаспрос на перевозки. На это Левитин заметил, что на ближайшем заседании председателей правительств стран СНГ в Кишиневе будут внесены предложения по либерализации перевозок и пересмотру соглашений. Однако он подчеркнул, что соседние страны опасаются, что их перевозчики могут не выдержать конкуренции и разориться.

Министр коснулся и вопроса местных авиаперевозок. Он подчеркнул необходимость обнуления ставки ввозных пошлин на самолеты иностранного производства до 50 кресел. По его мнению, министерство промышленности и торговли занимает здесь не совсем правильную позицию. Отечественные производители сейчас могут выпускать только 10 маломестных самолетов в год при потребности в 250 машин. Необходимо защищать население, а не существующее производство, заметил Левитин. А уже перевозки дадут толчок для развития отечественной авиапромышленности.

Представители Владивостока, воспользовавшись моментом, обратились к министру с просьбой разрешить использовать корейские автобусы на пассажирских перевозках. На что министр заметил: главное здесь - обеспечение безопасности пассажиров, и он ждет от транспортников Дальнего Востока предложений.

С этим не стали медлить москвичи. На "круглом столе" стало известно, что власти Москвы готовы передать 20 процентов муниципальных маршрутов частным операторам на условиях торгов и конкурсов. При этом на них планируется сохранить доступные для населения тарифы. Однако за государством, по мнению представителей частного бизнеса, необходимо оставить функцию обновления парка, так, как это было сделано в Европе при переходе на Евро-4 и Евро-5. Иначе перевозчики будут вынуждены поднять тарифы. Министр ответил, что не оставляет без внимания эту проблему. Минтранс уже внес в Госдуму законопроект об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных сообщений, в котором учтены в том числе и эти моменты. Подробно о законопроекте Левитин говорить не стал, но обозначил одну из проблем, которую он должен решить. По его словам, сейчас транзитные автобусы не пускают на автовокзалы Московской области, чтобы не понижать эффективность местных перевозок. И от этого страдают пассажиры, которые не могут просто сесть в транзитный автобус и добраться до места назначения. Еще министр пообещал, что в ближайшее время "будет ликвидировано ряд лицензий для транспортных компаний и свои функции по лицензированию министерство передаст страховым компаниям". Левитин надеется, что на транспорте появятся саморегулирующие организации и это даст импульс к развитию бизнеса перевозок.