В Копейске арестованы 8 сотрудников колонии, подавивших арестантский бунт

Вчера стало известно об аресте восьми сотрудников одной из колоний Челябинской области, подозреваемых в превышении полномочий при подавлении бунта. Если говорить проще - они забили насмерть четырех арестантов.

Напомним, колония N 1 города Копейска стала печально знаменита после того, как несколько недель назад там скончались четыре особо опасных преступника. За день до того они прибыли в колонию по этапу, всю ночь буянили, а утром во время утренней прогулки напали на охрану. В руках у арестантов были остро заточенные металлические пластины. Пять конвоиров получили ранения. В ответ тюремщики применили "спецсредства" - обычные резиновые палки. Бунтовщиков утихомирили и развели по камерам, где через несколько часов они и скончались. Такова официальная версия. Ее озвучивали и руководство тюремного ведомства, и - поначалу - областная прокуратура.

Первая проверка сочла действия сотрудников правильными. Местные власти даже пообещали выделить квартиры сотрудникам колонии, отличившимся при подавлении бунта. Однако вскоре позиция стала меняться. По факту смерти заключенных было возбуждено уголовное дело.

Как стало известно "РГ", на одном из заседаний совета безопасности при губернаторе Челябинской области прокурор сообщил, что побои получили не только эти четверо, а 12 осужденных - весь этап. По некоторым данным, начальник УФСБ области добавил, что восемь осужденных с различными повреждениями находятся в изоляторе временного содержания ФСБ для их же безопасности. С ними проводятся следственные мероприятия. Это не официальная информация, но если она верна, можно сделать вывод, что с новичками в колонии могла проводиться некая "профилактическая" работа с пристрастием. Тем более что все они относятся к так называемой отрицательной массе, вечно противостоящей администрации.

Как бы то ни было, 11 тюремщиков были отстранены от должности, следствие обратилось в Центральный суд Челябинска с ходатайством об аресте восьмерых из них. Суд дал добро.

Как удалось выяснить корреспонденту "РГ", за решеткой оказалась вся дежурная смена, "охранявшая покой заключенных" в тот злополучный день. Это не значит, что арестованные сотрудники виновны: последнее слово должен сказать суд. Но у следствия есть к ним большие претензии.

В Следственном комитете комментировать аресты наотрез отказались как минимум до окончания следствия. Вето на комментарии по делу наложил руководитель следственного органа Павел Чеурин. Никаких комментариев - ни официальных, ни неофициальных - не дают и в тюремном ведомстве.

В самом Копейске корреспонденту "РГ" рассказали, что все подозреваемые тюремщики, включая получивших травмы, с самого начала активно сотрудничали со следствием. У каждого за спиной годы безупречной службы, чистый послужной список и отличные характеристики. По мнению собеседников "РГ", будучи отстраненными от работы, сотрудники не могли оказать давление на свидетелей.

"Нападение на сотрудников было, а система всегда жестко реагирует на подобные вещи, - пояснил корреспонденту "РГ" один из экспертов в сфере уголовно-исполнительной системы. - Речь не только о тюремщиках и не только о нашей стране. Во всем мире правоохранительные органы не церемонятся с преступником, поднявшим руку на представителя закона". По его словам, если сегодня показать слабину, завтра ситуация может выйти из-под контроля. Арестанты, прибывшие в колонию, взбунтовались явно для того, чтобы заработать авторитет в криминальной среде. Поэтому попавшие под следствие сотрудники колонии чувствуют себя правыми и, более того, их морально поддер живают многие другие, как рядовые, так и высокопоставленные.

Однако другой эксперт "РГ" заметил в официальной версии некоторые нестыковки. Например, по сообщениям, бунтовать четверка начала еще в спецвагоне по пути в колонию. Почему же тогда буянов не рассадили по отдельным камерам? "Либо режимные службы сработали непрофессионально, либо все было не совсем так, - говорит собеседник "РГ". - Другое и главное: где преступники взяли заточки? Вновь прибывших арестантов должны были обыскать от и до - это азбука тюремной работы. Неужели не заметили острых заточек? Другой вариант: заточки могли взять уже внутри колонии. Но вновь прибывшие помещаются в так называемом карантине - отдельно от всех арестантов колонии, в особо изолированных камерах. Как же так получилось, что утром у бунтовщиков оказалось кустарное оружие? Либо недоработка, либо кто-то что-то недоговаривает. Поэтому что именно произошло в Копейске, до конца не ясно". Докопаться до истины должны следствие и суд.