04.07.2008 02:00
    Поделиться

    Режиссер Станислав Митин завершил фильм о "запретной" любви

    Повесть Михаила Рощина скоро появится на экране

    Московский режиссер Станислав Митин завершил на "Ленфильме" съемки драмы "С черного хода" по мотивам повести Михаила Рощина "Черный ход (Воспоминание)".

    Режиссер театра, кино и телевидения, сценарист Станислав Митин работал в Ленинградском ТЮЗе, Московском молодежном театре, ставил спектакли в московском "Ленкоме", был главным режиссером Московского муниципального театра Новая опера. Поставил более 30 драматических и музыкальных спектаклей в России и за рубежом. Снял несколько документальных фильмов в соавторстве с Эллой Митиной. Вместе с поэтом Юрием Энтиным создал на ОРТ программу для детей "Чунга-Чанга". По каналу "Россия" прошел его сериал "Самые счастливые", а Первый канал купил фильмы "Двойная фамилия", "Травести", "Грех".

    Российская газета: Станислав Михайлович, вы ставили спектакль по повести "Черный ход" Михаила Рощина. Прошло 20 лет, и вы вновь вернулись к ней, теперь в кино. Не отпускает?

    Станислав Митин: Не отпускает. Повесть вышла в 1977 году. Мы, студенты, зачитывались ею. Актеры, режиссеры моего поколения были влюблены в нее. Пронзительная, чистая, проникновенная. Блестящая литература! Материал, как говорят профессионалы, - "сливочное масло". Там все настоящее. В 1988 году я написал инсценировку, и когда Минский ТЮЗ пригласил меня на постановку (совсем другого спектакля), то я предложил ее.

    Повесть всегда лежала у меня в памяти, она просто просится на экран. Мне интересно все, что связано с человеком, с его переживаниями. Там еще столько не рассказано, столько неизведанных тайн! Я люблю "человеческое" искусство - простодушное, аскетичное, наивное. Этот материал дал мне возможность обратиться к тому, что я люблю и в литературе, и в кино, и в людях. Поэтому и решил снимать. Сценарий я показывал многим продюсерам. Все отклоняли его. Может, потому, что у нас нет всех "примет" современного искусства - крови, изнасилований, тут не убивают, не расследуют... Картину я снял благодаря продюсеру "Ленфильма" Ольге Аграфениной. Прекрасно работалось с ленфильмовскими профессионалами, настоящими мастерами - оператором Сергеем Ландо, художником Владимиром Светозаровым.

    РГ: Знает ли Рощин о ваших постановках?

    Митин: Однажды я встретил его в Москве на улице и спросил:

    -Михаил Михайлович, а вы знаете, что я поставил ваше "Воспоминание"?

    - Да?! Ну хоть бы предупредил.

    - Да как-то неожиданно получилось.

    - Позови на спектакль.

    Также неожиданным для него стало известие о том, что я написал киносценарий. В его подготовку драматург не вмешивался.

    РГ: А вы многое переделали?

    Митин: Конечно, есть компромиссы. Надеюсь, небольшие. В основе повести - автобиографический факт. Михаил Рощин описал, фактически, свое первое чувство.

    В повести действие происходит в Москве в 1949 году. У меня в это же время, но в Ленинграде. Мне кажется, что атмосферу тех лет точнее передаст именно Петербург. Уже нет той Москвы, Таганки, на которой все происходило.

    РГ: Для тех, кто не знаком с повестью, о чем она и ваше кино?

    Митин: Старшеклассник влюбляется в молодую учительницу. "Запретная" любовь, которую общество ни за что не простило бы, особенно в то время. Ему 16 лет (я назвал его Мишей), Анна Николаевна всего на 5-6 лет старше. Парень "воздушный", читает стихи Пастернака. Это история о первом большом, настоящем чувстве. За ним стоят страдания, боль и радость. Отношения длятся всего несколько месяцев. На сборе 1 сентября, посвященном началу учебного года, герои увидели друг друга. Не впервые! "Почему я прежде не обращал на нее внимания? Ведь встречались в школе сотни раз... Может, она примелькалась? Или, может, изменился я?" - удивляется парень. У обоих вдруг открылись глаза.

    Юношеские фантазии, признание в любви, чистое, красивое человеческое чувство в страшное, "некрасивое" время, которое немного будет звучать за кадром, его "запах" будет чувствоваться. Но сталинская эпоха - это просто некий фон, главное - человек в предлагаемых обстоятельствах. У нас все-таки история любви, а не времени.

    Про себя свои фильмы "Грех" и "С черного хода" я называю дилогией про "запретную" любовь. В обоих - страсть, любовь, которая "греховна", люди осуждают ее. В "Грехе" молодой человек влюбляется в мать своего друга, в картине "С черного хода" - ученик в учительницу. Такой мезальянс...

    РГ: У вас в фильме играли петербургские школьники. А кого из известных актеров вы пригласили?

    Митин: Скажу честно, хотелось, чтобы были "чистые листы". Счастьем была работа с молодежью. Процентов 70 ребят - непрофессиональные актеры. Сергей Кузнецов (Миша) - студент второго курса Санкт-Петербургского театрального института "Школа русской драмы имени Игоря Горбачева". Анну Николаевну замечательно, на мой взгляд, сыграла Светлана Щедрина, прекрасно владеющая актерской профессией, она играет в театре и снимается в кино, очень светлый человек, актриса тонкая, нежная, сотканная из разных полутонов. Интересный, глубокий артист Александр Кабанов (тоже известный питерским театралам по спектаклям театра Анатолия Праудина) сыграл завуча по кличке Нос. В роли подруги главной героини - Полина Филоненко, ее зрители уже знают по фильмам "Яр", "Преступление и наказание" (Сонечка Мармеладова).

    В актере я больше всего ценю личностное начало, проявление собственного "я". Это сразу видно на экране по его глазам, по тому, как он наблюдает, думает, молчит. В актерском молчании - вся правда. За 30 лет работы в театре я видел столько настоящих, замечательных артистов, которых сегодня почему-то называют "немедийными лицами", и видел совершенно мертвых, кукольных людей, которые мелькают на телевидении и в кино, и за это их сразу причисляют к звездам. Мне хотелось собрать на картине ребят, которые были бы органичны, были внутри этой истории. Трудно сказать, удалось ли. Наверняка Рощин, когда писал повесть, представлял героев другими.

    Поделиться