О том, что такое НКО, знает лишь каждый третий россиянин

"Я НЕ ОЧЕНЬ хорошо понимаю, что это такое. Но, наверное, это хорошо", - именно так ответили три четверти опрошенных на вопрос "Как вы относитесь к некоммерческим организациям?".

Социологи поступили хитро: вместо того чтобы сразу заговорить о фондах, центрах и партиях, они старались выяснить, какие ассоциации у людей вызывает распространенная аббревиатура "НКО". Оказалось, почти никаких. О некоммерческих организациях в России слышал лишь каждый третий. Но даже разобравшись в том, что скрывается за мудреными словами, люди с трудом могли назвать хотя бы одну конкретную НКО - это удалось лишь 18 процентам участников. На ум опрошенным не шли даже такие всемирно известные организации, как "Гринпис" - название, казалось бы, на слуху, но что за ним стоит, понятно далеко не всем.

В "черную" неосведомленность россиян поначалу трудно поверить: ведь в стране сотни тысяч некоммерческих организаций, да и СМИ не обходят их вниманием.

- Люди часто не осознают, что лично имеют дело с НКО, например числятся в партии или профсоюзе, но как-то "забывают" об этом, - говорит социолог Игорь Задорин. - Другие просто не интересуются тем, что не затрагивает их лично. Другие считают, что подавать сирым и убогим - дело государства, или отговариваются, мол, в России не принято заниматься благотворительностью. Те же, кто что-то знает или активно участвует в работе некоммерческих организаций, часто узнают о них по "сарафанному радио", а вовсе не из СМИ.

Несмотря на то что большинство некоммерческих организаций не скрывают от любопытных подробности своей работы, в глазах некоторых россиян третий сектор выглядит как объединение людей, пропагандирующих странные идеи и мечтающих лишь об одном - залезть в карман к честному налогоплательщику.

- Неудивительно, что люди не хотят сотрудничать с НКО: они убеждены, что слишком бедны для этого, - считает сотрудница Центра развития некоммерческих организаций Анна Орлова. - Третьему сектору пора перестать смотреть на мир просительно-выжидающе, нужно показать людям, что гражданские объединения способны решать насущные проблемы - отстоять права человека, найти работу, поправить здоровье. Мы живем в обществе потребления, которое не верит в безвозмездность. Так почему бы НКО не продавать свои умения?

Однако законы рынка не всегда применимы к третьему сектору, ведь для некоммерческих организаций поддержка людей зачастую важнее денег. Детям-сиротам, инвалидам и пенсионерам дорогой подарок не доставит столько радости, сколько принесут веселый праздник, встреча с волонтерами, просто прогулка по парку. Исследование показало, что в разных городах от 19 до 53 процентов жителей готовы в принципе поучаствовать в благотворительной деятельности: сдать ненужные вещи для детских домов, собрать продукты или даже лично отвезти их нуждающимся. Правда, заботиться об экологии или хотя бы время от времени убираться во дворе собственного дома готов лишь каждый четвертый.

Самый верный путь привлечь как можно больше сторонников - доказать несущественность стереотипов и мифов об НКО, убежден Игорь Задорин. Так люди, принципиально не желающие иметь дело с благотворительными организациями, часто уверены, что подачки только развращают людей, превращают их в иждивенцев, так что финансовая помощь от НКО проблему не решит. Значит, нужно как можно чаще говорить о положительных результатах благотворительных программ. Кроме того, половина противников некоммерческого сектора считает, что организации - это всего лишь прикрытие, а все пожертвования и гранты руководители все равно тратят на себя. Если что-то и может переубедить скептиков, то это полная финансовая открытость НКО. Если человек не желает связываться с чужой болью или решать чужие проблемы, ему стоит знать, что третьему сектору нужны не только активисты, но и просто сторонники. Как говорится, с миру по нитке. Можно наклеить на стекло своей машины логотип организации, чтобы люди привыкали, или просто рассказать о фонде знакомым.

Результаты исследования оказались отнюдь не радужными, однако работники некоммерческого сектора не собираются опускать руки.

- Несмотря на то что за прошедший год в работе НКО лично поучаствовали не больше 10 процентов россиян, это не значит, что люди совершенно забыли значение слова "безвозмездно", - утверждает Елена Тополева, директор Агентства социальной информации. - Просто большинство предпочли организованной благотворительности индивидуальную: около половины россиян признались социологам, что за прошедший год не раз протянули ближнему руку помощи.