Андрей Шитов: Почему Обама "предал" собственные идеалы

Обеспечив себе выдвижение кандидатом в президенты от Демократической партии США в основном за счет поддержки ее либерального левого крыла, сенатор Барак Обама сразу стал смещаться в сторону политического центра. Это традиционный тактический маневр, без которого в США трудно рассчитывать на успех на общенациональных выборах. Однако для Обамы проблема заключается в том, что он изначально позиционировал себя как нетрадиционный политик.

Главный лозунг его предвыборной кампании - "Перемены, в которые мы можем поверить". Воплощение этих перемен - прежде всего он сам, первый афроамериканец, всерьез претендующий на президентское кресло. На отборочном этапе гонки он разгромил прежнего бесспорного фаворита - бывшую первую леди США Хиллари Клинтон.

Прирожденный оратор, Обама сумел убедить однопартийцев в том, что ему по силам навести новые, разумеется, честные, справедливые и понятные для простых людей, порядки на вашингтонской политической кухне. При этом подразумевалось, что привычным нравам на этой кухне, прежде всего установке на победу любой ценой, он противопоставит личную порядочность и принципиальность. И что придя во власть, он останется на стороне народа, чья поддержка превратила его кампанию в своего рода "общественное движение" и позволила ему, между прочим, собрать в предвыборный фонд за неполных полтора года неслыханную прежде сумму - свыше 287 миллионов долларов.

Из сказанного понятно, что означает для 46-летнего сенатора из Чикаго личная репутация - тот "имидж" или, на местном коммерческо-политическом жаргоне, "бренд", под который он, собственно, и получает от своих сторонников политический и финансовый "кредит доверия". Понятно и то, почему на подрыв этой репутации направлены сейчас усилия всего агитпропа правящей Республиканской партии США. Лейтмотивом этих усилий можно считать слова официального представителя национального парткома республиканцев Алекса Конанта, недавно назвавшего Обаму "типичным политиканом, словно специально подобранным на эту роль".

Кстати, уже дописывается и первая "разгромная" по замыслу биография - "Улики против Барака Обамы: неожиданный взлет и неизученная повестка дня любимчика СМИ". Опус должен летом увидеть свет в том же самом издательстве, которое в 2004 г. помогло "утопить" тогдашнего демократического кандидата в президенты Джона Керри книгой "К командованию непригоден". Хозяйка издательства говорит, что у нее одна цель - "дать стране ясное и правдивое представление" о лидерах демократов, которых пресса, на ее взгляд, "приукрашивала и приукрашивает".

Что отношение к Обаме "на редакционных полосах" американских изданий "было в целом подобострастным", признавала на днях и столичная газета "Политико", по профилю обязанная быть непредвзятой. Но теперь, по ее же словам, в прежнем подходе может "произойти поворот".

Дело в том, что Обама отказался принять из казны госсубсидию в размере около 84 млн долларов, положенную лидерам обеих ведущих партий на финише президентской гонки. По закону кандидат, берущий эти средства, обязан ими же и ограничить свои расходы после партийного съезда, т.е. в нынешнем году в сентябре-октябре. Раньше Обама говорил, что "решительно поддерживает" систему госфинансирования выборов, но в итоге все же повернулся к ней спиной. Пресса рассудила, что он проявил беспринципность, и возмутилась.

Разумеется, и республиканцы, начиная с их собственного вероятного кандидата на выборах Джона Маккейна, хором стыдят теперь соперника за то, что тот, мол, "нарушил слово" и "поступился принципами". Но в этих упреках отчетливо слышится нотка зависти. У того же Маккейна сбор средств идет туго, и без госдотации ему просто не обойтись. Обама же, по оценкам местных специалистов, способен привлечь 300-400 млн долларов, а телекомпания Эй-би-си прочит ему даже "до полумиллиарда".

Конечно, от подобной форы в схватке за Белый дом не отказываются. Известный политолог Чарли Кук по этому поводу писал, что если бы роли переменились, то Маккейн "схватил бы деньги и пустился наутек". "Я испытываю некоторое облегчение по поводу того, что наш потенциальный президент не склонен упускать вероятное трех-четырехкратное преимущество в расходах, - продолжал специалист. - Я сильно подозреваю, что иначе... слово "наивность" звучало бы в адрес Обамы, наверное, чаще, чем теперь "лицемерие".

Примерно так же рассуждают и в штабе кандидата. Обычно в Бараке видят личное обаяние, воплощение надежд, говорит давний друг и соратник кандидата, его землячка Валери Джаррет, но тут же добавляет: "Видимо, при этом люди не сознают, насколько жестким он может быть. Он с самого начала говорил: не путайте надежду с наивностью".

На самом деле эти слова вполне могли бы служить неофициальным девизом всей предвыборной кампании чикагца. Не прекраснодушный идеализм, а трезвый и смелый расчет помогли ему "по очкам" переиграть казавшуюся поначалу непобедимой "команду" Клинтон, корректно дождаться выхода соперницы из борьбы и заключить с ней пакт, в рамках которого ей достанутся почет, уважение и помощь в погашении предвыборного долга (более 10 млн долларов), а Обама взамен получит доступ к ее мощнейшим политическим и финансовым ресурсам.

Его собственные феноменальные успехи в привлечении голосов и денег - следствие не только яркой риторики, но и четкой организации дела, использования новейших политтехнологий. Если он и любимчик прессы, то уж точно не в силу заигрывания с ней. Напротив, Обама держит журналистов на расстоянии, а его публичный имидж контролируется штабом его кампании порой даже с излишней жесткостью. Достаточно вспомнить недавнюю историю с двумя мусульманками в традиционной одежде, которым на одном из митингов помощники кандидата не позволили занять места у него за спиной, чтобы они не попадали вместе с ним в объективы телекамер и не вызывали "ненужных" ассоциаций. Позже ему пришлось лично перед ними извиняться.

Нашел в себе силы Обама, когда потребовалось, и отречься от собственного пастора, венчавшего его с женой и крестившего их детей, но придерживающегося не слишком "политкорректных" взглядов на расизм в США. Кстати, афроамериканцы - разумеется, самая надежная часть электората Обамы - восприняли это размежевание спокойно. По их словам, они прекрасно понимают законы и требования политической борьбы.

Понимают их и другие. И поэтому, наверное, нелепо упрекать Обаму за то, что он вежливо отказывается от бесконечной череды публичных дебатов с Маккейном (они всегда на руку более слабому), обещает влиятельному произраильскому лобби предельно жесткий подход к Ирану, голосует за непопулярные среди либералов меры по борьбе с терроризмом или заверяет бизнес, что не станет безоглядно повышать налоги. Для его критиков это "отказ от идеалов" или "уступки правым". Для него самого - путь к ноябрьской победе.

* Автор - заведующий отделением ИТАР-ТАСС
в Вашингтоне
andreisitov@yahoo.com