Глобальный экономический рост является лейтмотивом нашего времени. Мощный экономический подъем, который наблюдается вот уже пятое десятилетие, привел к повсеместному повышению уровня жизни и позволил миллиардам людей вырваться из нищеты.
Однако сегодня многие задаются вопросом: сколько же это может продолжаться? Причина: за изобилие приходится платить все более высокую цену. Каждый день мы видим тому доказательства в виде роста цен на топливо, продукты питания и сырье. Потребители в развитых странах боятся возвращения "стагфляции" - инфляции, сопровождаемой замедлением экономического роста или настоящим экономическим спадом. В то время как беднейшим из бедных уже не хватает средств на пропитание.
Между тем изменение климата и ухудшение состояния окружающей среды ставят под угрозу все будущее нашей планеты. В связи с увеличением численности населения и ростом материальных благ нагрузка на природную среду как никогда велика. Идеи Мальтуса снова стали популярны. Вдруг стало казаться, что не хватает всего - энергии, чистого воздуха и пресной воды, т.е. всего, что питает нас и служит основой современного образа жизни.
В преддверии встречи лидеров "Группы восьми" на Хоккайдо, Тояко, мы знаем, что эти проблемы касаются всех нас - Севера и Юга, больших стран и малых, богатых и бедных. И мы знаем, что мы должны найти способы, чтобы воспользоваться результатами глобального экономического бума в интересах тех, кто находится в неблагоприятном положении - так называемого "беднейшего миллиарда". Есть только один путь к решению проблем такого масштаба и сложности: осознание того, что эти проблемы являются частями одной задачи, требующей комплексного решения.
Немалая часть этого решения состояла бы в "глобальном обеспечении предложения", как было сформулировано некоторыми экономистами, на основе устойчивого развития, продвигаемого совместно государствами, международными финансовыми институтами, Организацией Объединенных Наций и членами ее системы.
Начнем с глобального продовольственного кризиса. Он имеет множество причин, среди которых - отсутствие должного внимания к сельскому хозяйству. Да, нам нужна еще одна "зеленая революция", наподобие той, которая когда-то преобразила Юго-Восточную Азию, но на этот раз усилия должны быть сосредоточены на поддержке мелких фермеров в Африке. При правильном подборе программ ничто не помешает нам увеличить производительность в два раза в относительно короткие сроки, что позволит снизить продовольственный дефицит во всем мире. Примером тому может служить Малави, которая получала международную поддержку и за несколько лет превратилась из голодающей страны в экспортера продовольствия.
На Хоккайдо я собираюсь обратиться к странам - членам "Группы восьми" с призывом втрое увеличить в ближайшие три - пять лет объем средств, выделяемых в виде официальной помощи на проведение научно-исследовательской и практической работы в области сельского хозяйства. Мы должны действовать безотлагательно, для того чтобы фермеры в самых уязвимых странах вовремя получили семена, удобрения и другие "факторы" сельскохозяйственного производства, необходимые для будущих урожаев.
И мы должны призвать государства отменить экспортные ограничения, которые многие из них ввели этой весной в отношении продовольственных товаров, а также отменить более долгосрочные субсидии, которые получают фермеры многих развитых стран. Такие искусственные барьеры искажают структуру торговли и провоцируют рост цен, что лишь усугубляет нынешний кризис и ставит под угрозу глобальный рост.
Что же касается изменения климата, то и в этом вопросе решение тоже в значительной степени зависит от устойчивого развития. Большинство экспертов согласны в том, что мы в скором времени исчерпаем запасы дешевой энергии. Наши надежды на получение более экологически чистой и недорогой энергии связаны в первую очередь с альтернативными технологиями.
В этой области тоже идет своего рода "зеленая революция". Согласно новому докладу Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде, в прошлом году 148 млрд долларов США в рамках нового финансирования были израсходованы на освоение устойчивых источников энергии. Что на 60 процентов больше по сравнению с 2006 годом. Эта сумма составляет 23 процента от общей суммы средств, выделенных на все новые энергогенерирующие мощности.
Наша задача как руководителей на национальном и международном уровне - содействовать правильной ориентации и ускорению этих зарождающихся экономических преобразований. Нам необходимо изменить социальное поведение и модели потребления в развитых странах мира. Мы также должны помочь развивающимся странам "озеленить" их экономику посредством как можно более широкого распространения экологически безопасных технологий.
На Хоккайдо мы можем сделать большой шаг вперед. С учетом нашей ответственности перед беднейшими странами, которые могут больше всего пострадать от изменения климата, мы должны обеспечить глобальный Адаптационный фонд необходимым объемом финансовых средств и дать старт его деятельности. В преддверии декабрьского саммита по изменению климата, который пройдет в Познани, а также следующего за ним саммита в Копенгагене в 2009 году мы должны дать дополнительный импульс переговорам по комплексному соглашению о сокращении выбросов парниковых газов.
Но прежде всего нам необходимо обеспечить реальное лидерство и осознать неотложный характер этой работы. Недостаточно просто наметить цели на 2050 год, который наступит еще не скоро. Нам следует поставить еще и среднесрочную задачу на 2020 год, если мы всерьез намерены добиваться изменений уже сейчас.
И, наконец, встреча на Хоккайдо станет проверкой тому, насколько мы привержены достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Только в отношении Африки к 2010 году доноры обязались выделить 62 млрд долларов США. В нашей помощи нуждаются совершено конкретные люди: матери, которые умирают неоправданно при рождении ребенка, дети, страдающие от задержки в росте, поскольку они не получают должного питания в первые два года жизни. Мы обещали помочь им. Настало время действовать.
Никогда еще в новейшей истории мировая экономика не испытывала такого стресса. Именно сейчас необходимо доказать, что мы способны взаимодействовать на глобальном уровне и добиться реальных результатов в деле удовлетворения потребностей голодных и нищих, поощрения использования устойчивых энергетических технологий для всех, избавления мира от угрозы изменения климата и обеспечения роста мировой экономики.
Вот что нас связывает. Мы должны предпринять конкретные шаги как в ходе саммита на Хоккайдо, так и после него. Не только потому, что это правильно, но и потому, что это отвечает нашим собственным осознанным интересам.