04.07.2008 01:07
    Поделиться

    Новый принцип подсчета баллов ЕГЭ негативно отразился на подготовке алтайских выпускников

    Новый принцип подсчета баллов ЕГЭ снижает у школьников "тягу к знаниям"

    В некоторых регионах поднялась волна протеста против ЕГЭ. На Алтае - тихо. Несмотря на то, что результаты хуже, чем год назад.

    На вопросы корреспондента "РГ" отвечает начальник управления по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края Юрий Денисов.

    Российская газета: Юрий Николаевич, почему в этом году школьники сдали единые госэкзамены хуже?

    Денисов: Начну с того, что не совсем корректно сравнивать нынешние результаты ЕГЭ с прошлогодними. Во-первых, усложнились контрольно-измерительные материалы, или, проще сказать, вопросы, на которые отвечали школьники. Во-вторых, другими стали принципы пересчета набранных баллов в традиционные отметки - "тройки", "четверки", "пятерки".

    По ряду дисциплин - обществознание, физика, история - результаты выше прошлогодних в крае и даже по России. По химии, биологии, географии, русскому и математике средние баллы несколько ниже, чем по стране. Но говорить, что они хуже, чем в прошлом году, у нас нет оснований. Уровень знаний остался практически тот же. Двоек - в процентном отношении - тоже столько же. Снижение произошло потому, что ЕГЭ по русскому и математике впервые стали обязательными. Раньше сдавали по выбору.

    Не был, к сожалению, учтен один важный момент. А именно - разделение учащихся на гуманитариев и, скажем так, приверженцев точных наук. В крае внедряется профильное обучение: базовым является либо гуманитарное, либо естественнонаучное образование. Соотношение в крае - примерно пятьдесят на пятьдесят. Но контрольно-измерительные приборы не различают, гуманитарий отвечал на вопросы или математик.

    Была и третья причина, не лучшим образом повлиявшая на средний балл по тому или иному предмету, - введение принципа "два плюс один". То есть, "двойки" никому не ставились. Учащийся знал, что даже если он наберет ноль баллов, он получит "тройку". Значительная часть старшеклассников, слабеньких, конечно, заведомо не готовилась к экзаменам, да вообще перестала учиться.

    Нормативные документы в край пришли очень поздно, весной - это не позволило учителям планомерно готовиться к ЕГЭ самим и готовить к ним старшеклассников. По математике вообще до последнего оставалось непонятным, будет ли единый госэкзамен обязательным.

    Оценки по математике, скажу честно, нас насторожили. И заставили более тщательно проанализировать ситуацию с ее преподаванием. Но уже ясно, что необходимо принимать меры, в том числе на федеральном уровне.

    РГ: Что вы имеете в виду?

    Денисов: Первое наше предложение - нужно отменить систему "два плюс один". Второе - разработать и ввести дифференцированный подход к ЕГЭ для гуманитариев и физиков-математиков. Со своей стороны, мы также подготовим рекомендации к началу учебного года.

    РГ: В некоторых регионах родители выступают за отмену ЕГЭ. В крае апелляции тоже были, часть из них удовлетворена...

    Денисов: Было подано 478 апелляций о несогласии с результатами ЕГЭ - на 86 больше, чем в прошлом году. Других официальных жалоб по нарушению процедуры единого госэкзамена не было. Удовлетворено 144 апелляции, каждая третья. В этих случаях были признаны ошибочными расчеты либо детям удалось доказать, что они не успели перенести ответ из черновика в контрольный экземпляр, или убедить, что помарки не должны влиять на общий балл. Либо показать, что ход решения задачи был правильным, пояснить какие-то детали. Апелляции - это нормально. Если есть возможность поддержать детей в плане пересмотра итогового балла, мы это делаем.

    РГ: В крае ЕГЭ практикуют уже пять лет. Есть ли от него польза и кому?

    Денисов: Оценка качества образования должна быть независимой. ЕГЭ такую возможность предоставляет, причем в большей степени, чем традиционная форма сдачи экзаменов. И потому имеет право на дальнейшую жизнь. С другой стороны, такой экзамен не может дать оценку по всем аспектам образования, не позволяет оценить успехи некоторой категории школьников, например, инвалидов по зрению.

    Считаю, что ЕГЭ - ситуация менее стрессовая, чем классический экзамен. А оценка знаний более объективная. Да и антикоррупционная защита у него - по крайней мере на муниципальном и региональном уровнях - гораздо выше, чем у традиционного экзамена.

    РГ: Используются ли в крае результаты единого госэкзамена, учитывая то, что количество выпускников школ примерно равно числу мест в вузах?

    Денисов: На федеральном уровне сейчас разрабатываются уточнения и дополнения к закону о ЕГЭ. Планируется, в частности, ввести балльное ограничение - предельную отметку по каждому экзамену. Условно говоря, получил меньше 35 баллов - права поступать в вуз у тебя нет. Но повторяю: предельные планки еще не установлены. Подобное ограничение планируется ввести и для поступления на бюджетные места. Эта планка должна быть выше. Все-таки речь идет об обучении, за которое гарантированно платит государство, а значит, оно имеет право ставить определенные условия.

    Поделиться