В Челябинской области грядет сокращение чиновников

Муниципальных служащих на Южном Урале должно быть меньше - такое указание губернатор Петр Сумин дал своим подчиненным. Почему штаты необоснованно раздуты практически во всех муниципалитетах - пытался выяснить корреспондент "РГ".

Сокращение чиновничьего аппарата на местах - не самая новая идея южноуральских властей. Еще год назад, во время проверки администрации Карабаша, выяснилось, что численность аппарата мэрии в полтора раза превышает нормативы, установленные региональным минфином. Как только эти данные сообщили губернатору, он тут же распорядился провести ревизию во всех муниципалитетах. Оказалось, что штаты раздуты практически повсеместно - от сельских районов до городских округов.

Главам было предложено рассмотреть и согласовать предлагаемый минфином кадровый норматив муниципалитетов. К слову, летом и осенью 2007 года областные власти не имели рычагов воздействия на территории. Хотя в абсолютном большинстве городов и районов работа местных органов самоуправления оплачивалась за счет дотаций областного бюджета. Минфин установил необходимый минимум, исходя из которого формировался фонд оплаты труда каждой территории и рассчитывалось количество ставок.

Если бы на местах попытались уложиться в необходимую сумму, но при этом увеличить число штатных сотрудников, то сделать это было бы невозможно - платить чиновнику ниже установленного законом оклада нельзя. Поэтому расходы на аппарат все равно превышали нормативы, а минфин был вынужден оплачивать все счета. Тем не менее с прошлого года количество муниципальных служащих в области уменьшилось почти на две тысячи. К примеру, штат администрации Челябинска сократился на 200 человек, в Магнитогорске - на 100, а в Миассе - на 50 сотрудников.

Челябинску, к примеру, настоятельно рекомендовали воспользоваться опытом Казани, близкой по численности населения к областному центру. В мэрии столицы Татарстана трудится примерно 1700 человек, в Челябинске чуть больше. Впрочем, областному центру, а также Магнитогорску, как и городам-донорам, некоторый перебор сотрудников все же прощается. Другое дело - дотационные территории. К примеру, в Верхнем Уфалее, которому область рекомендует штат в 120 человек, трудится более 200 - то есть в полтора раза больше норматива. Этот норматив разработан с учетом количества местных жителей и особенностей территории.

Для городов с численностью населения до 10 тысяч человек положено 35 штатных сотрудников, от управленца до референта. Это 3,5 чиновника на тысячу населения. И чем больше жителей, тем меньше коэффициент. В территориях, где более 60 тысяч человек, - один чиновник на тысячу. Аппарат сельских районов с населением менее 25 тысяч не должен превышать 17 штатных единиц.

В нормативе прописано даже количество заместителей глав - один зам на территории с населением до 10 тысяч человек. Шесть вице-мэров в городе, где проживает более 500 тысяч.

- Возможно, этот норматив мы будем менять с учетом специфики территорий. Кроме того, новые штатные расписания должны исключить дублирующие функции муниципальных районов и поселений, - сообщил заместитель начальника управления организационной и контрольной работы областного правительства Юрий Жданов.

- Мы стараемся подойди к тому нормативу, что установлен минфином, в 163 человека, - сообщил "РГ" глава Уйского района Сергей Коновалов. - Однако нам все больше и больше передается полномочий, которые не подкреплены финансами. К примеру, содержание пожарной охраны. Значит, надо вводить и отдельную штатную должность. Тем не менее более 20 сотрудников, которые исполняли чисто технические обязанности, мы вывели за штат, заключив с ними трудовой договор.

Наемные работники отличаются от штатных тем, что не смогут рассчитывать на добавку к пенсии за стаж на муниципальной службе - даже если они будут трудиться в коридорах власти до самой старости. Зато они могут заниматься бизнесом, что чиновникам запрещено.

Сегодня в 316 муниципальных образованиях области работают 10 350 штатных чиновников. К концу года их станет еще меньше. С начала 2008 года вступил в действие новый Бюджетный кодекс, который упорядочил формирование бюджетов всех уровней. Этот же кодекс позволил региональным властям не только контролировать дотационные территории, что, впрочем, было и раньше, но и дал рычаги, позволяющие жестко требовать исполнение кадровых нормативов регионального минфина. 

Комментарии 

Михаил Конарев, глава Копейского городского округа:

- На общем фоне Копейск не выделяется значительным превышением численности аппарата над рекомендуемыми цифрами. Тем не менее в 2007 году мы сократили число работающих. Вместе с тем мы считаем: когда область устанавливает такие жесткие лимиты, надо учитывать и особенности каждой территории, а также брать во внимание, что на муниципальный уровень в последние годы передается все больше и больше полномочий, и мы обязаны со всем этим справляться.

Алексей Фортыгин, декан факультета экономики и права Челябинского института Уральской академии госслужбы, кандидат юридических наук:

- Очень много зависит от грамотного менеджмента. Случается, что в двух сопоставимых по площади и численности населения соседних районах разное количество управленцев. И при этом оба района выдают примерно одинаковые экономические показатели. Значит, где-то справляются и малым количеством чиновников, умеют эффективно перераспределять обязанности и правильно рассчитать человеко-часы, а кому-то требуются большие штаты. Раздутые штаты - это иногда и политический процесс: избранный глава рассчитывается с теми, кто поддержал его на выборах. Сложность еще и в том, что наши территории не имеют четкого реестра полномочий (муниципальных услуг) и зачастую администрации городов или поселений дублируют функции администраций районов, на территории которых находятся. Если будет такой реестр, тогда и штатные расписания будут обоснованы.