В Госдуме обсудили проблему финансового обеспечения муниципальных образований

На Охотном Ряду вчера обсуждали, как сделать местную власть, которая ближе всех к людям, более дееспособной и эффективной.

Расширенное заседание Совета по местному самоуправлению при председателе Госдумы было посвящено проблеме финансового обеспечения муниципальных образований - какая же власть без денег? Этот вопрос сегодня особенно актуален - 1 января следующего года намечен окончательный срок вступления в силу закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В прошлом созыве депутаты продлили переходный период, чтобы дать всем уровням власти лучше подготовиться к реализации новых норм. Сейчас переходный период подходит к концу. "Необходимо еще раз проанализировать, насколько субъекты Федерации, сами муниципальные образования, да и Федеральный центр готовы к выполнению закона. Звучат разные оценки, но о стопроцентной готовности не говорит пока никто. Значит, есть проблемы, требующие не только дискуссии, но и решения в достаточно краткие сроки", - заявил, открывая заседание, спикер нижней палаты Борис Грызлов.

"Местное самоуправление должно иметь средства не только для покрытия текущих расходов, но и для финансирования развития, - считает Грызлов, - но для большинства муниципальных образований такая перспектива еще даже не нарисована". Не хватает средств на реализацию тех функций, которые были переданы вниз в результате разграничения полномочий между федеральным, региональным и местными уровнями. "Финансовые вопросы развития местного самоуправления, к сожалению, всегда связаны с определенными коррупционными скандалами и соблазнами", - заметил спикер, обратив внимание участников заседания на актуальность проблемы борьбы с коррупцией. Но остроту проблемы можно снизить не только за счет повышения эффективности управления на местах, но и за счет качества планирования финансовой поддержки из бюджетов вышестоящего уровня. Этот механизм нуждается в совершенствовании. "За один день муниципальную дотационность, безусловно, нам не преодолеть", - признал спикер, заметив при этом, что "проблема с финансированием местного самоуправления - это до сих пор системная проблема, а не частный вопрос отдельных регионов или муниципальных образований". "Но общий курс, - сказал Грызлов, - должен быть на повышение уровня самодостаточности муниципальных образований в решении вопросов местного значения. Здесь ключевую роль будет играть, как везде в мире, налоговая система".

А вот с налогами, которые должны были, по идее, наполнить муниципальные бюджеты, вышла неувязка. Закона о налоге на недвижимость до сих пор нет, а земельный налог допускает столько исключительных случаев, что местной казне достаются от него капли.

Заместитель министра регионального развития Анастасия Ракова напомнила участникам расширенного заседания Совета, что из объектов налогообложения в настоящее время исключены восемь типов земельных участков, которые относятся к федеральной собственности и составляют значительную долю земель. Также на федеральном уровне по этому налогу восьми категориям юридических лиц предоставлены налоговые льготы. Кроме того, кодекс закрепляет за муниципальными властями право устанавливать свои льготы по земельному налогу. "Надо постепенно эту проблему решать и отменять данные виды льгот и преференций", - заявила Ракова. По ее словам, это могло бы стать одной из мер по укреплению финансовых основ органов местного самоуправления. Это и другие предложения, прозвучавшие на заседании, вошли в рекомендации Совета по местному самоуправлению, которые будут направлены правительству, депутатам Госдумы и в органы государственной власти субъектов Федерации.