Во французском Провансе открылся 62-й Авиньонский фестиваль. Вот уже несколько лет его программу составляют самые яркие представители среднего поколения, те, чья звезда взошла на театральном Олимпе Европы после падения Берлинской стены.
После Томаса Остермайера, Саши Вальц, Жозефа Наджа артистическое руководство фестивалем взяли на себя итальянский режиссер Ромео Кастелуччи и французская актриса Валери Древиль. Оба они хорошо известны в России - первый показывал здесь свои самые радикальные опусы и был принят с восторгом и ужасом, вторая больше десяти лет жизни и творчества посвятила выдающемуся режиссеру Анатолию Васильеву, сыграв в его спектаклях "Маскарад" ("Комеди Франсез"), "Амфитрион", "Медея-материал" и совсем новой работе в театре "Одеон" "Тереза-философ".
Их объединил Данте, его "Божественная комедия", которая станет ключевой темой всего Авиньонского фестиваля. Спектакли Ромео Кастелуччи "Ад" и "Рай" будут показаны в Почетном дворе Папского дворца, а Валери Древиль будет читать всю "Божественную комедию". Кроме того, в знаменитом песчаном карьере, где когда-то играли бруковскую "Махабхарату", спектакли Арины Мнушкиной и Анатолия Васильева, она сыграет пьесу Поля Клоделя "Полуденный раздел".
Русский театр, который уже не первый год отсутствует в программе Авиньона, все же занимает в ней особое, вполне значительное место: Анатолий Васильев показывает свою работу со студентами Лионской театральной школы, посвященную Магриту (впервые театральная школа принимает участие в программе фестиваля), а Новый Рижский театр - спектакль Алвиса Херманиса "Соня" по рассказу Татьяны Толстой.
На афише 62-го Авиньонского фестиваля - человек с зелеными глазами. Венсан Бодрийяр поддерживает гуманистические традиции фестиваля, созданного в послевоенные годы Жаном Виларом. И все же нынешний Авиньон - арена самых новых тенденций в современной Европе. Не случайно на фестивале целый день посвящают вопросам мировой интеграции. 10 июля в фестивальном расписании значится как "День европейского сотрудничества в сфере культуры".
"На самом деле цель фестиваля - разрушить все границы. Прежде всего, конечно, между странами. Поэтому в афише много ко-продукций. Не менее важно наладить диалог актеров и зрителей, поэтому мы так широко используем практику "круглых столов", встреч, обсуждений. Иногда, поверьте, именно дискуссии со зрителями приводят к неожиданному результату", - говорит Венсан.
В Авиньоне всегда использовали принцип новых площадок. И все же нынешнее открытие программы 4 июля в карьере Булбон можно считать весьма необычным. Совместный проект объединил сразу несколько европейских театральных трупп: Валери Древиль, Тгаэль Баро, Николя Бушо и Жан-Франсуа Савадье придумали спектакль вчетвером. Им помогала актриса Шарлотта Кламан, для которой просто не нашлось роли. В постановке нет режиссера. Высокий поэтический стиль, новаторский аскетизм и невероятная эмоциональность, без которой невозможно играть эту пьесу Клоделя о потерянной любви, - все это зритель сможет найти в спектакле. За три часа сценического времени песчаный карьер становится сначала золотым, потом розовым и постепенно погружается во мрак. На небе зажигаются звезды. Сама природа вместе с актерами играет здесь в свой театр.
Вослед за спектаклем открытия здесь покажут свои работы Томас Остермайер, Иво ван Хове, Хайнер Геббельс и многие другие.