Краткий курс избирательного законодательства можно было услышать вчера в Верховном суде, где началось рассмотрение иска КПРФ к Центризбиркому об отмене итогов выборов в Госдуму.
405 свидетелей попросили вызвать в первый же день судебного процесса в Верховный суд коммунисты, подтвердив тем самым свое намерение воспользоваться судебной трибуной по максимуму. Как признался лидер КПРФ Геннадий Зюганов, КПРФ уже в третий раз оказывается в Верховном суде по выборным вопросам.
- Спустя четыре года мы снова здесь, и что важно - мы абсолютно убеждены, что это необходимо. Все то, что в 2003 году делали с дрожащими руками, теперь, в 2007 году, делалось в праздничном настроении, - поддержал вождя первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников.
Четыре года назад коммунисты уже участвовали в процессе, пытаясь оспорить результаты выборов в Госдуму в 2003 году. Но вчера речь шла уже о выборах в декабре 2007 года: КПРФ требовала признать недействительным постановление Центризбиркома от 8 декабря 2007 года, подводившее итоги голосования. Правда, на деле коммунисты выставили столько претензий по ходу избирательной кампании, правоприменительной практике и информационному обеспечению, что если их жалоба будет хоть частично удовлетворена, то потребуется новая редакция закона "Об основных гарантиях избирательных прав...". Специально к началу слушаний в Верховном суде КПРФ выставила пикет у здания: около 100 человек, по данным коммунистов, нестройным хором выкрикивали что-то насчет честности, стоя под красными флагами и лозунгами "Нет фальсификациям!" и "Требуем честных выборов!"
В зале заседаний тоже было полным-полно народу, но стоило судье Николаю Толчееву дать возможность представителям КПРФ заявить ходатайства, как стало понятно, что тут еще пустовато. Потому что член ЦИК с совещательным голосом Андрей Клычков заявил ходатайство: вызвать в качестве свидетеля члена ЦИК Евгения Колюшина (у него было особое мнение в отношении оспариваемого постановления. - Прим. "РГ"), также вызывать 11 членов избиркомов из разных регионов от Приморья до Адыгеи, еще вызвать 93 свидетеля из Москвы и Подмосковья (они были наблюдателями или членами территориальных участковых избирательных комиссий) и 300 свидетелей - из других регионов. Последних, впрочем, не потребовалось бы привозить, достаточно было допросить их на местах и направить протоколы в Верховный суд. Еще коммунисты предложили наложить арест на все протоколы, составленные избиркомами. Но все их ходатайства были отклонены, а со свидетелями судья Толчеев предложил решить вопрос на другой стадии процесса. Как и все собравшиеся в зале, он, видимо, чувствовал, что понедельник будет полностью посвящен выслушиванию позиции заявителей.
И коммунисты с блеском продемонстрировали свои ораторские таланты и высказали все обиды, нанесенные им в ходе предвыборной кампании. Не было темы, которую бы не затронул Геннадий Зюганов в своей речи (навскидку вспоминается сельское хозяйство, дети, коррупция, образование) для того, чтобы заключить: "Мы не приемлем такую организацию избирательного процесса, которая не соответствует законам и Конституции".
"На выборах имело место искажение волеизъявления граждан, а значит, произошло искажение политического процесса", - высказался Иван Мельников. Он также пожаловался на недостаточное освещение КПРФ в СМИ.
Тут представители Центризбиркома не выдержали. Если до этого они аккуратно спрашивали у каждого оратора от коммунистов, голосовал ли он и не мешали ему сделать выбор (все голосовали, и понятно, за кого), то тут Алексей Кисин поинтересовался у Мельникова: "А при каком количестве голосов, полученных вашей партией, вы считали бы себя участвующим в свободных выборах?" "Ваш вопрос некорректен", - отрезал первый зампред ЦК КПРФ. На момент подготовки номера процесс продолжался, и конца ему не было видно.