В Волгоградской области решают проблему засорения малых рек

Проблема малых волгоградских рек обсуждалась на заседании совета руководителей представительных органов местного самоуправления Волгоградской области.

С 2006 года областные власти при содействии властей федеральных после долгого перерыва занялись расчисткой малых рек. В работе им активно помогают волонтеры и активисты комитетов территориального общественного самоуправления. Согласно отчету чиновников комитета охраны природы, проводимые работы добавляют ежегодно минимум 10 процентов живого тока.

Однако денежных средств, выделяемых из федерального и регионального бюджетов на охрану и восстановление малых рек, катастрофически не хватает. Если исходить из расчетной цифры в 10-20 миллионов рублей, требующихся на расчистку одного километра водного пути, то для всей малой речной сети региона протяженностью в 10 тысяч километров понадобится около 100 миллиардов рублей.

Напомним, по территории региона протекает около 200 малых рек. Согласно списку, подготовленному географами Волгоградского педуниверситета, самая длинная из них - Цуцкан (86 километров), самые короткие - до 10 километров - реки со поэтическими, а порой и странными названиями: Нагольная, Отрадная, Таловая, Свиная, Журавка, Камышинка, Пичуга и Мокрая Галка. Реки длиной менее 100 километров, протекающие только по территории одной области, относятся к ведомству региональных властей. Нижне-Волжское бассейновое у правление, в свою очередь, заботится о реках, относящимся к двум и более российским регионам.

Но, независимо от своего места расположения, малые реки одинаково страдают от загрязнения, обмеления, ощущают негативные последствия хозяйственной деятельности человека. Самовольная и неконтролируемая распашка прибрежных земель, незаконное строительство частных и коммерческих объектов лишь усугубляют ситуацию.

В этом году по линии комитета запланировано освоить 57,5 миллиона рублей федеральных средств. Начальник отдела водного хозяйства и недропользования Сергей Машакарян назвал основные проекты, на которые направляются средства: в расчистку озера Ильмень, русла реки Бузулук и реки Бульбина в Палласовском районе, реки Арчеда во Фроловском районе, реки в балке Нагольной в Котельниковском и ериков в Среднеахтубинском районах.

Однако это - капля в реке. Чиновники видят одно из решений проблемы в том, чтобы привлечь к работе деньги и ресурсы муниципалитетов.

- Водный кодекс РФ в новой редакции позволяет это сделать. Даже если водный объект не находится на балансе местных властей, то мы можем передать его в пользование. Это дает возможность при сохранении нашего финансирования активней включиться в работу и органам МСУ - выделять деньги, привлекать инвесторов, повышать туристический потенциал территории, - объяснил Машакарян.

При обсуждении проблемы прозвучало два мнения о ведущейся в регионе работе. Председатель Руднянского совета народных депутатов Владимир Гончаров заявил:

- У нас в районе протекают реки Терса и Щелкан, и мы с ними имеем массу проблем. Даже при малом снеге, который был этой зимой, они затопили наши деревни. И ведущаяся эпизодически расчистка ситуации не меняет.

 Иного мнения придерживаются в Чернышковском районе, где протекает река Цимла. По словам председателя районной думы Василия Казуся, в 2006-2007 годах было расчищено 4,8 километра реки, в этом году планируют пройти еще 1,6 километра:

- Однако эффект был бы заметней, если бы работы вели начиная с устья, а иначе река быстро "замыливается", чистая вода уходит. И на будущее надо бы предусмотреть рекультивацию прибрежных земель. Население недовольно остающимся после работы земснаряда беспорядком.

мнения

Владимир Лобойко, депутат Волгоградской областной думы:

- И как депутат, и как завкафедрой в сельхозакадемии скажу, что проблема острая. Вот депутаты гордумы Волжского готовы направить 30 миллионов рублей на расчистку Ахтубы, но им их же правовой отдел не разрешает.

В областной думе у нас подготовлен проект целевой программы. Именно этот механизм позволит софинансировать работы по рекам разной принадлежности. Комитет экономики пока эту программу пока завернул, но мы будем на ней настаивать.

Виктор Брылев, доктор географических наук, профессор Волгоградского педуниверситета:

- Надо понять, что мы хотим получить в результате расчистки. Запаса воды? Этого мы не получим - есть водный баланс и, по всем прогнозам, воды у нас больше не станет. Живого водотока? Тогда надо решиться и убрать часть плотин.

Надо понимать, что повсеместное применение земснаряда для расчистки не дает желаемого эффекта. Прошел земснаряд, получился канал. Но это же еще не река… Нарушены естественные берега, нарушены экосистемы.