Прокуроры учат мурманчан переводить нравственные страдания в деньги

Врач выписал слишком дорогое лекарство, слесарь вовремя не отремонтировал кран в квартире, таможенники изъяли бутылку спиртного - среднестатистическому человеку и в голову не придет начать по такому поводу судебный процесс. Мурманские прокуроры считают иначе.

Количество судебных исков, в которых северяне требуют компенсации нравственных страданий, выросло многократно. Суммы, обозначенные в них, увеличились до миллионов рублей. Все чаще с инициативой возмещения морального вреда вступают прокуроры - даже тогда, когда сам потерпевший не собирался ничего отсуживать у обидчика.

О том, какие виды морального ущерба обходятся дороже всего, и почему надзорные органы становятся инициаторами исков, выяснил корреспондент "РГ".

Недавно прокуроры помогли семье из Кировска. 23-летний молодой парень поздно вечером шел с работы домой. Путь пролегал по железнодорожному полотну. Парень был в наушниках и не слышал поезда. В результате - попал под локомотив и остался без обеих ног. О моральной компенсации за увечье молодой человек и его жена почти не задумывались, сомневаясь, что им удастся в суде одолеть такую структуру, как РЖД. Тем более, что по итогам проверки в возбуждении уголовного дела было отказано. Однако транспортная прокуратура впервые предложила потерпевшему отсудить моральную компенсацию.

- Люди были удивлены нашим предложением, - рассказал в беседе с корреспондентом "РГ" помощник транспортного прокурора Мурманской области Игорь Горлов. - Но мы разъяснили им права и даже выступили в суде на защите их интересов. Дело в том, что железная дорога - источник повышенной опасности. По гражданскому законодательству, ее руководство обязано выплачивать компенсацию независимо от того, виновен машинист или невиновен.

Естественно,  пострадавший направил в суд иск, в котором потребовал взыскать с железной дороги один миллион рублей. По словам Игоря Горлова, это абсолютно адекватная сумма возмещения при таком ущербе здоровью, и получить ее достаточно реально.

В Мурманской области прокуроры выступают с такими инициативами не впервые, хотя подобная практика еще только складывается. Аналогичное предложение от прокуроров получила жительница Мурманска, которая вместе с маленькой дочерью пострадала от укусов двух агрессивных ротвейлеров. Суд обязал хозяйку собак выплатить женщине сумму с пятью нулями.

Как удалось выяснить корреспонденту "РГ", региональная судебная практика свидетельствует о росте "цены" морального ущерба. Еще недавно даже в случае смерти человека сумма компенсации была весьма низкой. Например, несколько лет назад суд постановил взыскать с одной из заполярных воинских частей всего 150 тысяч рублей в пользу матери солдата, погибшего по неосторожности сослуживца. Сейчас же, к примеру, мурманчанка - жертва нападения ротвейлеров получит по решению суда 200 тысяч рублей. А две девушки из Апатитов, искалеченные в автокатастрофе по вине пьяного водителя, спустя три года судебных тяжб добились судебного вердикта, который обязывает гонщика выплатить им 400 тысяч рублей компенсации морального вреда и чуть более 14 тысяч - материального.

По словам судей статистика "моральных" исков в Мурманской области пока не ведется. Однако сегодня количество случаев, когда присуждается выплата компенсации, гораздо больше, чем несколько лет назад.

Один из самых распространенных поводов для подобного иска - неправильное лечение, которое может обойтись недобросовестному врачу в сотни тысяч рублей. Суммы коммунальных исков - слесарь  пришел не вовремя, залило потолок из-за текущей крыши, не отремонтирован подъезд - колеблются от 30 тысяч до 100 тысяч в зависимости от последствий. В несколько тысяч рублей могут обойтись виновнику некачественный товар или оформленный с нарушениями трудовой договор.  В целом и судьи, и прокуроры подтверждают, мурманчанам нужно только подсказать, как они могут отстаивать свои права. А уж дальнейшей настойчивости и юридической грамотности наших граждан можно только позавидовать.

Комментарий

Сергей Юрченко, адвокат Мурманской областной коллегии адвокатов:

- Относительно возмещения морального вреда в нашем законодательстве существует значительный пробел. Размер компенсации и критерии, по которым он должен определяться, не оговорены практически никак. Из-за этого зачастую возникают случаи, когда один судья назначает одну сумму компенсации, а другой, в абсолютно аналогичном случае - совершенно другую. Прежде всего, нужно определить некоторую расчетную величину морального ущерба, из которой суду следовало бы исходить в каждой конкретной ситуации. Это очень сложная, но крайне важная работа. Однако ей до сих пор никто не занимается.