Двум датам - десятилетию общественной организации Ассамблея народов России и предстоящему 1000-летию Ярославля - был посвящен VI конгресс ассамблеи, состоявшийся в старинном многонациональном городе на Волге.
Главной темой обсуждения, по замыслу его организаторов, Ассамблеи народов России, Конгресса интеллигенции России, Ярославского правительства, стал вопрос о судьбах культур и языков народов России.
Принявший участие в работе конгресса председатель совета Ассамблеи народов России Рамазан Абдулатипов поделился с корреспондентом "РГ" своими взглядами на роль ассамблеи в развитии межнациональных контактов, в создании гражданского общества.
– Мы должны сохранять родовые корни, родные языки, или, как я называю, сохранять наши родники. Потому что и наши культуры, и наши традиции являются родниками развития нашей общей российской духовности. И самая большая трагедия для человечества, когда родники высыхают.
– Это происходит и в наши дни?
– В Советском Союзе, помню, изучали 94 языка, сейчас только 74. Специалисты сообщают, что ежегодно в России гибнет один язык, в мире - 20. Более того, сужаются функциональные возможности применения родного языка. Даже таких, как татарский, чувашский, чеченский, чьи народы насчитывают более миллиона человек. Самое главное, сама молодежь и родители считают, что это бесперспективные языки.
Одновременно ухудшается, на мой взгляд, и ситуация с русским языком. Половина населения позволяет себе говорить матерным языком. Ну ладно бы в пивной будке, а то ведь речь идет уже о телевидении, журналах, книгах. Мы должны противостоять такому духовному разложению общества. Это наша общая боль, и мы должны объединиться против этого.
– Но не грозит ли усиленное внимание к национальным языкам и культурам разобщенностью общества, национализмом?
– В современных условиях национальное самоопределение означает для народа расширение пространства своего общения и взаимодействия с другими. Не сужения, как было раньше: закроемся от всех других, чтобы сохранить традиции. Поэтому Россия как крупное сильное государство, я убежден, является для всех народов великим приобретением. И это приобретение надо сохранять. Только надо, чтобы в этом сообществе российском каждый чувствовал себя равноправным и равно достойным.
Русский народ вырос из смешения культур и традиций. В том числе чудских, угро-финских, скифских, сарматских и других. В том-то и жизнеспособность русского народа, что он смог совместить в себе это огромное богатство. И нам ни в коем случае нельзя терять то, чего достигли. А между тем появились люди, которые не знают о Ярославе Мудром, о том, когда родился Пушкин, зато отмечают день рождения Гитлера. Пора задуматься над своими амбициями и претензиями. Это политика антирусская. Русский народ исторически - собиратель. И нужна политика, которая собирала бы наше отечество в единую нацию, со всеми культурами и традициями.
– Как ассамблея видит в этом процессе свою роль?
– Ассамблея - это общественный механизм собирания народов и культур в нашей стране. Этот механизм действует по горизонтали. А по вертикали - это государство. Мы часто увлекаемся вертикалью. А ведь горизонталь - это огромное пространство.
К сожалению, общегосударственной национальной политики пока так и нет. Мы прошли тот этап, когда все брало на себя государство, в том числе и развитие национальных языков и культур. Затем наступил этап, когда государство ушло из этой сферы, и все начали этим заниматься самостоятельно, кто во что горазд. А вот теперь, я думаю, уже наступило то время когда ясно и государству, и обществу, что всем этим действительно надо заниматься. Кстати, во многих регионах действует неплохая концепция развития межнациональных отношений.