Две трети отечественных сельскохозяйственных машин имеют отклонения от технических условий, заявил на коллегии минсельхоза директор департамента научно-технической политики и образования министерства Леонид Орсик.
Впрочем, сегодня аграрии сметают с рынка все "железо" - образовался натуральный дефицит. В прошлом году благодаря высоким ценам на зерно сельское хозяйство получило вдвое большую прибыль, чем в 2006 году - примерно 100 миллиардов рублей. А с начала 2008 года вступила в действие государственная программа развития сельского хозяйства. Государство субсидирует кредиты на покупку техники, и в результате село в кои-то веки готово платить.
Аграрии бросились на рынок, но техники им не хватает. К этой посевной в стране было 45 процентов необходимых тракторов, 37 процентов плугов, 66 процентов сеялок. Эти средние цифры Всероссийский научно-исследовательский институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (ГОСНИТИ) рассчитывает, исходя из посевных площадей и возможностей машин. По прогнозу минсельхоза, в этом году российский рынок машин для села вырастет в полтора раза, а затем ежегодно будет прирастать на треть. Генеральный директор Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК Евгений Корчевой говорит, что "производственные программы" большинства входящих в "Союзагромаш" предприятий скуплены на корню. Как и обещали аграрные экономисты, каждый рубль, попавший в сельское хозяйство, работает на развитие примерно сотни предприятий разного профиля из других отраслей экономики.
К сожалению, не всегда это российские предприятия - наша промышленность не справляется с обрушившимся на нее спросом. Импорт сельхозтехники растет. Отечественные производители сдают позиции по таким важным для экономической безопасности страны машинам, как комбайны и тракторы, считает министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.
Президент "Союзаргомаша" Константин Бабкин, однако, заявил на коллегии, что за последние годы качество лучших отечественных комбайнов повышается - время наработки на отказ (то есть способность непрерывно работать без поломок) возросло с 24 часов до 300 часов. Это лучший показатель, чем у ведущих мировых производителей.
Правда, Леонид Орсик утверждает, что каждая вторая российская машина не соответствует требованиям безопасности и охраны труда.
Есть проблемы и с импортом. Поставщиками наших сельскохозяйственных предприятий стали многие фирмы. На Кубани покупают тракторы из восьми стран, сеялки - из девяти. По мнению Леонида Орсика, это многообразие порождает проблемы с обслуживанием и запасными частями. Желающих крестьянствовать становится тем больше, чем выше цены на еду, и заводы во всем мире не справляются с заказами на новую технику. В результате вал уничтожает качество.
Наши производители техники жалуются также на неравные условия конкуренции: иностранные компании получают бешеные преференции от своих государств и в результате могут позволить себе продавать технику на нашем рынке по очень низким ценам. Одно антидемпинговое расследование уже началось и, как говорят специалисты, может закончиться плачевно для зарубежного производителя.
Очевидно, прозвучавшая именно сейчас из уст представителей минсельхоза критика техники призвана немного умерить аппетиты тех продавцов, которые пытаются воспользоваться дефицитом и сбыть нашим растениеводам не лучший товар. Заодно это сигнал для бизнеса, для инвесторов: регионы просят "железного коня".