Вместо выпуска военной техники оружейники увлеклись бесконтрольным повышением цен

Повышение цен на военную продукцию и слабое обоснование тактико-технических заданий мешают заключению долгосрочных контрактов

Формирование государственного оборонного заказа перестало быть сугубо ведомственным делом. Теперь этот вопрос курирует лично премьер Владимир Путин, а все новинки российского ОПК проходят жесткий отбор на Военно-промышленной комиссии. Громадные суммы, выделяемые из бюджета на оборону, требуют, с одной стороны, правильного распределения средств по предприятиям, с другой - постоянного контроля за их эффективным расходованием. О том, как ведется эта работа, рассказал председатель Военно-промышлен-ной комиссии, вице-премьер Сергей Иванов.

ВПК уже подвела итоги выполнения гособоронзаказа за прошедший год. Можно ли считать их удовлетворительными?

Основные усилия при выполнении оборонного заказа были направлены на реализацию заданий Государственной программы вооружения на 2007-2015 годы, а также решений президента и правительства в области обороны страны и безопасности государства. Объем выделенных бюджетных средств составил более 700 миллиардов рублей. Кроме того, в 2007-м сверх ключевых показателей министерству обороны, МВД, ФСБ и Росатому дополнительно выделили около 7 миллиардов рублей. В целом можно констатировать, что ГОЗ был профинансирован на сто процентов, а выполнили его на девяносто восемь. Показательными стали проведение более 300 предварительных и государственных испытаний, принятие на вооружение свыше 200 новых образцов.

Неужели все складывалось так гладко?

Общий объем заключенных госзаказчиками контрактов пока не превышает 65 процентов, а по ряду направлений темпы размещения ГОЗ вообще неудовлетворительны

К сожалению, нет. Если говорить о недостатках, то они в основном касались несвоевременного размещения заданий по предприятиям ОПК, значительного объема уточнений и переноса сроков выполнения отдельных этапов работы. Например, только по линии минобороны пришлось семь раз корректировать гособоронзаказ, а это повлекло перераспределение 7 миллиардов рублей. Кроме того, на заседании Военно-промышленной комиссии мы говорили о неудовлетворительном выполнении работ в рамках Федеральной целевой программы "Промышленная утилизация вооружения и военной техники", рассчитанной на 2005-2010 годы. Там показатели просто удручающие. Министерство обороны не выполнило 24, а Роспром - более 60 процентов заданий по основной номенклатуре.

Сергей Борисович, в последнее время военные жалуются на необоснованный, по их мнению, рост цен на оборонную продукцию. Об анархии в ценообразовании ОПК говорил на недавнем совещании в Ново-Огарево премьер Путин.

Это как раз одна из первопричин сложившегося положения дел. Вина тут не только оборонщиков. Проблема лежит глубже. В том числе, в недостаточной предконтрактной проработке с организациями промышленности заданий, включенных в заказ, и прежде всего в слабом обосновании начальной цены контракта и соответствующих тактико-технических требований.

Между прочим, в ряде случаев это вообще привело к отказу оборонщиков от участия в конкурсах на выполнение ГОЗ.

Эти нюансы были учтены при формировании государственного оборонного заказа на 2008 год?

Разумеется. Напомню, что в нынешнем году мы впервые приступили к реализации трехлетнего гособоронзаказа. Специальным постановлением правительства установлен конкретный срок размещения заказов в текущем году - до 1 марта. Согласно обобщенным данным к этому времени в сравнении с сопоставимым периодом 2007 года количество подписанных контрактов возросло. Однако объем заключенных госзаказчиками контрактов пока не превышает 65 процентов, а по ряду направлений темпы размещения ГОЗ вообще неудовлетворительны.

И в чем причина?

Камнем преткновения здесь, вне всяких сомнений, стала ситуация вокруг долгосрочных контрактов. Речь идет о следующем. Принципиальным вопросом при выполнении ежегодного оборонного заказа является обеспечение разработок, поставок и ремонта вооружения, военной и специальной техники в соответствии с Государственной программой вооружения на 2007-2015 годы.

Главным инструментом ее реализации должны были стать долгосрочные контракты. Но именно здесь наметились тревожные тенденции. В текущем году заказчики снизили темпы заключения контрактов. Основную причину этого я вижу в завышении исполнителями цены на свою продукцию.

Так промышленники пытаются застраховаться от роста цен на сырье, материалы и комплектующие. Проще говоря, в их стоимость они включают инфляционную составляющую. Между тем механизм решения спорных вопросов давно сформирован. В августе прошлого года правительство приняло постановление N 549 "Об утверждении Правил разработки и выполнения государственных программ вооружения". Кроме того, кабинет выпустил еще два документа, связанных с введением реестра единственных поставщиков вооружения и военной техники и Правил формирования цен на военную продукцию, не имеющую российских аналогов. В этих постановлениях подробно расписан порядок внесения заказчиками корректировок в оборонные контракты, если они вызваны существенным увеличением его стоимости из-за скачка цен на сырье, материалы и комплектующие.

То есть, что делать в сложной ситуации, давно известно. Однако ни один госзаказчик предоставленными возможностями так и не воспользовался.

Сергей Борисович, вы говорили о концептуальных подходах к формированию госзаказа. А как это выглядит, скажем, при планировании закупок техники и вооружения для вида или рода войск?

Могу это проиллюстрировать на примере промышленности обычных вооружений. Эта отрасль производит танки, артиллерийские орудия, боевые машины пехоты и десанта, автоматы, пулеметы и многое чего другое для Сухопутных и иных войск. Ее продукция занимает довольно большую нишу в общем объеме отечественного ОПК. Так, в производстве вооружения, военной и специальной техники эта доля - около 13 процентов, а гражданской продукции - около 25.

Кроме того, отрасль имеет хороший экспортный потенциал. Поэтому была разработана стратегия развития промышленности обычных вооружений на ближайшие семь лет. Она, в свою очередь, станет составной частью общей стратегии развития оборонно-промышленного комплекса РФ до 2020 года.

В документе выделены четыре основных направления развития отрасли: бронетанковое вооружение и артиллерийские системы, высокоточная и ракетная техника, оптико-электронные системы, стрелковое оружие, патроны и экипировка. Документ предусматривает и наращивание производства продукции гражданского назначения. Речь идет о технике и оборудовании для железнодорожного транспорта, медицины, легкой промышленности, топливно-энергетического, аграрно-промышленного и жилищно-коммунального комплексов.

досье

Иванов Сергей Борисович.

Родился 31 января 1953 года в городе Ленинграде. Окончил переводческое отделение филологического факультета Ленинградского государственного университета, затем высшие курсы КГБ СССР в Минске, 101-ю школу Первого Главного управления КГБ (ныне Академия Службы внешней разведки Российской Федерации). С 1981 по 1998 год прошел путь от оперуполномоченного Первого Главного управления КГБ СССР до первого заместителя начальника одного из управлений Службы внешней разведки Российской Федерации.С августа 1998 года - заместитель директора ФСБ - начальник Департамента анализа, прогноза и стратегического планирования ФСБ. С 15 ноября 1999 года - секретарь Совета безопасности РФ. С 28 марта 2001 года - министр обороны РФ. С 14 ноября 2005 года - заместитель председателя правительства РФ - министр обороны РФ. 16 февраля 2007 года назначен первым заместителем председателя правительства РФ, а 12 мая 2008 года - заместителем председателя правительства РФ. Генерал-полковник запаса. Владеет английским и шведским языками.

авторитетно

Владимир Путин,
председатель правительства РФ: 

- По сложившейся традиции на выставке в Нижнем Тагиле представлены самые современные отечественные разработки в области военной техники - блестящее воплощение научной и инженерно-конструкторской мысли. Ее масштабная экспозиция убедительно свидетельствует о высоком потенциале оборонно-промышленного комплекса России, ее значительных возможностях в сфере международного военно-технического сотрудничества.

актуально

Находящиеся в федеральной собственности 100 процентов ОАО "Рособоронэкспорт" подлежат передаче в собственность государственной корпорации по содействию, разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" в качестве имущественного взноса РФ. Указ об этом уже подписан. В течение полугода Росимущество должно обеспечить выполнение необходимых передаточных мер.

К основным активам "Рособоронэкспорта" относятся "ВСМПО-Ависма", "АвтоВАЗ", "Оборонпром", "Русспецсталь". Госкорпорация получит госпакеты "ВСМПО-Ависма", "АвтоВАЗа", "Обронпрома" и "Русспецстали". Передаваемые "Ростехнологиям" гражданские предприятия по аналогии с ОПК-холдингами также могут быть разбиты по отраслевому признаку. "Ростехнологии" создаются не для управления предприятиями, а для быстрой организации высокорентабельных структур с последующим "запуском" их в рынок. Госкорпорация будет работать преимущественно в сфере ОПК и займется не созданием конечной продукции, а материалами и технологиями. И это только начало.

К 2015 году доля продукции интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) составит 70 процентов. Интегрированные структуры уже в недалеком будущем должны стать своеобразным скелетом - костяком национальной экономики. Именно создание интегрированных структур в ОПК и формирование их рационального состава - одно из важнейших условий для успешной реализации новой госпрограммы вооружения и для обеспечения выпуска предприятиями оборонки конкурентоспособной высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Логика проста: только крупные корпоративные структуры способны в полной мере сконцентрировать высокий научно-производственный потенциал и необходимые ресурсы для обеспечения непрерывного инновационного процесса в военной и гражданской сферах

цифра

800 миллиардов рублей из бюджета РФ выделено на оборону в нынешнем году

справка

В прошлом году четыре батальона Сухопутных войск были полностью оснащены новыми бронетранспортерами БТР-90. Кроме того, войска получили по одному батальонному комплекту танков Т-90 и боевых машин пехоты БМП-3. В общей сложности к сухопутчикам поступило около 300 единиц ракетного и артиллерийского вооружения, порядка 90 противотанковых ракетных комплексов, свыше десятка зенитно-ракетных систем и 4 тысячи новых автомобилей. Семнадцать новых образцов вооружения за это время пополнили арсенал органов МВД. Еще 13 новинок российской оборонки милиционеры и военнослужащие Внутренних войск получат в будущем году

кстати

Вторая мировая война подтвердила, что надежная система ПВО является одним из главных показателей боеспособности любого государства. В письме президенту Рузвельту в дни Сталинградского сражения в 1942 году Сталин писал: "Практика войны показала, что самые храбрые войска становятся беспомощными, если они не защищены от ударов с воздуха". Этого мнения придерживался и Лампе, председатель Федерального управления местной системы ПВО ФРГ до 1956 года. В книге "Стратегия гражданской обороны" он заметил, что "конечно, с помощью ПВО войну не выиграешь, но без ПВО ее наверняка проиграешь"