Ситуация в молочной отрасли Алтая не устраивает ни производителей, ни переработчиков

Кризис в молочной отрасли не удается преодолеть. На складах перерабатывающих предприятий края в июне скопилось уже более трех тысяч тонн сыра, тысяча тонн сухого молока, 650 тонн масла. Молочная продукция алтайских производителей оказалась невостребованной. Но только ли в падении цен дело?

"Виновник" резкого падения закупочных цен на молоко давно назван - белорусский агропром. Союзное государство модернизировало предприятия молочной отрасли. И теперь тамошние молокозаводы не только соответствуют требованиям ЕС по качеству, но и выдают на-гора очень дешевую продукцию. Весной она заполонила российский рынок, моментально обрушив цены. Это случилось именно тогда, когда российские молочники наконец-то поверили, что зимний скачок закупочных цен на молоко - явление не сезонное. Что в молочной отрасли повторяется "зерновая ситуация" прошлого года: аграрии тоже долго не верили тому, что цены на зерновые взлетели надолго. Но эксперты уверенно заговорили о глобальном повышении цен на продовольствие как о мировой тенденции. Зимнее повышение закупочных цен на молоко до 14 рублей за килограмм на Алтае восприняли уже как должное. Долгожданное. Но затем последовал обвал.

На снижение закупочных цен перерабатывающие предприятия края вынуждены были пойти, чтобы сохранить конкурентоспособность своей продукции на внутренних региональных рынках. Алтайские переработчики молока приняли условия рынка, иначе предназначенная для экспорта за пределы края продукция так на складах и испортилась бы.

Однако против такой ценовой политики выступили сельхозпроизводители, заявившие, что не станут работать себе в убыток. Глава животноводческого хозяйства из Бийского района Юрий Поволоцкий, например, считает, что стадо - а у него это больше 1700 голов - придется пустить под нож, если ситуация не нормализуется: "Цены на ГСМ подскочили невероятно, все дорожает. А закупочная цена на молоко падает. Нужно ли мне такое молоко? Я лучше сеять буду". Так считают многие. И если бы не бремя кредитов, взятых на развитие животноводства, свои угрозы многие, по всей видимости, воплотили бы в жизнь. Тем более, что растениеводство с недавних времен стало прибыльным делом. И мороки такой, как у животноводов, нет: весной посеял, осенью собрал урожай и продал.

Региональная власть уже дала понять, что постарается все сделать, чтобы не допустить сокращения поголовья КРС. На первую волну крестьянского возмущения власть отреагировала оперативно, собрав в первых числах июня крупных переработчиков и производителей молока. Программы выхода из кризиса аграрии, правда, не услышали. Но вот административный ресурс в ход был пущен. Вице-губернатор по сельскому хозяйству Борис Неудахин тогда недвусмысленно дал понять, что у переработчиков возникнут проблемы, если они не поднимут закупочную цену до девяти рублей минимум. Хотя находившиеся на экстренном совещании сельхозпроизводители, пользуясь, что называется, случаем, попытались подкорректировать цены, доказывая, что такая мера их не спасет, цена должна быть не ниже 11 рублей.

По данным главного управления сельского хозяйства края, себестоимость одного килограмма молока в первые месяцы 2008 года составила 8,2 рубля. Впервые за долгие годы, по словам начальника ГУСХ Александра Чеботаева, производство молока на Алтае стало рентабельным.

Однако "административных" девяти рублей, по мнению сельхозпроизводителей, явно недостаточно для ведения расширенного воспроизводства. К тому же властные "рычаги" в рыночных условиях работают однобоко. Перерабатывающие предприятия взятые на себя обязательства с грехом пополам выполняют, но селянам, особенно владельцам личных подсобных хозяйств, от этого мало проку. Ситуацией воспользовались перекупщики, за бесценок скупающие у населения молоко.

По мнению экспертов, по-другому в нынешней ситуации и быть не может. Система выстроена таким образом, что перерабатывающему предприятию нет никакого резона самому скупать сырье по деревням. Ему проще брать его оптом в крупных хозяйствах или у тех же сборщиков-перекупщиков. В хозяйствах к тому же качество сырья гарантировано, а какое оно у "бабы Маши" - большой вопрос. Если же в молочной отрасли из цепочки "производитель - переработчик" изъять посредническое звено, окажется, что селянам молоко сдавать будет просто некому. А для многих это действительно основной источник существования. Особенно в деревнях, где давно нет никакого производства. Сбор молока с подворий - мера скорее вынужденная, социальная. Во всем мире молоко от населения вообще не принимается.

К тому же перекупщики не сами собой объявились. Приемные пункты в крае были построены в начале этого десятилетия на средства заводов, которым необходимо было гарантировать для себя поставки сырья. В загрузке перерабатывающих предприятий было заинтересовано и региональное руководство: из краевого бюджета компенсировалось две трети ставки по кредитам. По мнению экспертов, суть проблемы не в закупочной цене на молоко, а в низкой эффективности производства молока на Алтае. Хотя потенциал для ее повышения остается очень большим.

Решение проблемы, как это обычно бывает, лежит на поверхности: нужно снижать затраты на производство. В крае они - одни из самых высоких в Сибири. Но снизить издержки без привлечения в молочную отрасль серьезных инвестиций едва ли получится. И здесь, по мнению экспертов, важно не столько наличие финансовых средств, сколько то, в чьи руки они попадут. Другими словами, речь идет о том, чтобы вкладывать средства в эффективные производства. И не важно, крупные это предприятия или небольшие. Кстати, и сегодня, по словам бывшего начальника краевого управления перерабатывающей, пищевой и фармацевтической промышленности Николая Кустова, в крае немало хозяйств с рентабельностью производства молока под 200 процентов.

Между тем о необходимости принять меры для повышения рентабельности и конкурентоспособности производства молока говорится в поручении правительства, адресованном главному управлению сельского хозяйства Алтайского края. Регионам поручено провести анализ формирования цен на рынке молока и молочной продукции, выработать механизмы ценового регулирования, разработать целевую программу стимулирования производства молока на 2009-2012 годы. Немалые надежды возлагаются на "Алтайсоюзмолоко" - некоммерческую организацию производителей и переработчиков молока, созданную в середине июня. В ГУСХ считают, что вхождение краевой организации в федеральную структуру "Россоюзмолоко" позволит решать проблемы отрасли на федеральном уровне.

Компетентно

Михаил Чмырев, заместитель начальника главного управления сельского хозяйства Алтайского края:

- Животноводов нынешняя ситуация совершенно не устраивает. Себестоимость молока выросла до 8,5-9 рублей за килограмм. А в ряде хозяйств перевалила за девять. При этом закупочная цена колеблется в пределах от восьми до девяти рублей. Молочное животноводство сегодня работает себе в убыток. Если ситуация в ближайшее время не изменится, не исключаю, что сельхозпроизводители начнут вырезать молочный скот.

Выходом из кризисной ситуации могла бы стать государственная поддержка. Проблемы молочной отрасли можно решить на федеральном уровне, так как это не проблема одного или нескольких регионов - общая. Животноводам нужны дотации, любые - на производство молока, на обновление материально-технической базы, на технику. Краевой бюджет вряд ли сможет решить задачу такого масштаба. Причем решать ее нужно, не откладывая дела в долгий ящик. До декабря хозяйства, думаю, дотерпят, а там... Все зависит от того, будет господдержка или нет.