За обустройство осетинских беженцев взялись депутаты Госдумы

Комиссия комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками побывала в Северной Осетии, чтобы на месте оценить сложившуюся в республике непростую ситуацию с вынужденными переселенцами.

20 лет спустя

Как уже писала "РГ", обустройство мигрантов сегодня в ряду острейших проблем РСО - Алании. Почти 40 процентов всех вынужденных переселенцев Южного федерального округа проживают в Северной Осетии. Справиться с таким наплывом людей (большей частью этнических осетин, в начале 1990-х  вынужденно покинувших места своего проживания в Средней Азии, Южной Осетии, внутренних районах Грузии) без поддержки федеральных властей республика не в состоянии. Ситуация критическая: почти 20 лет люди ждут решения своих проблем, главная из которых жилищная. За это время немалая часть трудоспособных мигрантов обустроилась самостоятельно либо получила помощь от Федеральной миграционной службы (ФМС) и международных гуманитарных организаций. А сейчас в поддержке нуждаются те, кто не в состоянии позаботиться о себе сам - пожилые люди, инвалиды, матери- одиночки, дети. Многие из них проживают в условиях, далеких от комфорта и безопасности.

- Мы посетили три населенных пункта, в которых живут мигранты, - селения Гизель, Камбилеевское и город Владикавказ. Картина просто удручающая. Скажу откровенно: то, что мы увидели, стало настоящим шоком, - рассказал "РГ" председатель комитета Алексей Островский. - Люди живут в абсолютно неприспособленных аварийных зданиях. Как следствие - сложная социальная обстановка, тяжелое физическое и моральное состояние переселенцев. Они вполне закономерно ставят вопрос: когда им предоставят нормальное жилье?

В том, что медлить с выходом из создавшегося положения больше нельзя, корреспондент "РГ" убедилась лично, побывав у мигрантов.

Плата за статус

- Осторожнее, здесь запросто можно упасть, - предупреждают жильцы на входе в двухэтажную развалюху. Это бывшее общежитие агроуниверситета, в котором нашли приют 11 семей. Пол под ногами ходит ходуном. По покосившейся деревянной лестнице поднимаемся на второй этаж. Обшарпанные стены выглядят просто роскошно по сравнению с потолком, через который кое-где в коридоре и некоторых комнатушках отчетливо видно небо.

- Когда на улице дождь или снег, погода в помещении почти такая же. Третий год нет газа и отопления, пользуемся плитками. Понятно, что это небезопасно, но другого выхода нет, - рассказывают жильцы.

Супруги Алина Бекоева и Тамази Кобесов воспитывают двоих детей. Младшей девочке всего несколько месяцев, старшей пять лет - у нее детский церебральный паралич. Однако на поддержку семья рассчитывать не может: не имеет статуса вынужденных переселенцев.

Та же проблема у соседей - семьи Нугзара Сокурова и Гульнары Кисиевой. Оба инвалиды первой и второй групп соответственно. Двое детей-студентов и мать Нугзара живут здесь же.

- В свое время дали нам 15 тысяч рублей так называемых "подъемных", а что статуса при этом лишают, не сказали. Но что можно на эти деньги приобрести? Никакого жилья не купить и не построить. В 2006 году Конституционный суд признал наше право на восстановление статуса, но ничего так и не изменилось, - делятся супруги. - Были вчера у нас депутаты Госдумы России. Обещали, что на этот раз судьбой мигрантов займутся всерьез.

Однако с оптимистичными прогнозами люди осторожны. Говорят, и рады бы верить, да только за эти годы столько обещаний слышали, что потеряли счет.

Следующий адрес - общежитие одного из владикавказских училищ. Сюда думцы не заглядывали, зато на встречи с федеральными чиновниками в Москву дважды выезжали представители 18 проживающих здесь семей, один раз мигранты побывали и в Ростове-на-Дону в полпредстве президента РФ по ЮФО. Проходим по коридорам. Те же обветшалые стены, такое же отчаяние в глазах жильцов.

- Последние четыре года нас несколько раз пытались выселить силой. Живем как на вулкане и уже устали от такого отношения и постоянных обещаний, - едва сдерживая слезы, говорят люди.
Женщины показывают квитанции об оплате за проживание. Оказывается, история здесь непростая. Миграционная служба с 1991 года исправно платила владельцу здания за то, что дал крышу над головой приезжим. Начиная с 1994 года переселенцы вдобавок к официально перечисляемой сумме ежемесячно собирали от 50 до 500 рублей с каждой семьи и отдавали их непосредственно руководству училища. Только спустя десять лет выяснилось, что это было незаконно. На директора учебного заведения завели уголовное дело, но он избежал наказания, попав под амнистию.

 - Нам говорят, чтобы освобождали жилплощадь, якобы иногородним студентам негде жить. Но если это действительно так, на каком основании на втором и пятом этажах живут посторонние люди, делают капитальный ремонт, объединяя по две и более комнат? - недоумевают мигранты.

Вместе с двумя женщинами поднимаемся на пятый этаж. Здесь действительно идет ремонт. Но жильцов на этаже нет, не считая двух девушек в одной из комнат. Завидев нас, они торопливо закрывают новую железную дверь.

Недавно УФМС РФ по Северной Осетии предложило мигрантам съехать отсюда в общежитие ДОСААФ, где пообещали поселить в комнаты площадью десять квадратных метров (независимо от состава семьи), но при этом лишить статуса вынужденных переселенцев. А значит, и надежды на получение жилищного сертификата. Такой вариант людей не устроил.

Три года на обустройство

Чиновники комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками, побывавшие в республике, пообещали мигрантам уже на этой неделе предпринять конкретные шаги.

- Встретимся с руководством Федеральной миграционной службы России, обратимся от имени нашего комитета к председателям Госдумы и правительства с тем, чтобы в августе правительство внесло поправки в бюджет и изыскало средства для обустройства этой категории граждан. На сентябрь запланировано совещание с представителями ФМС, министерства регионального развития, министерства финансов, других ведомств, - сообщил корреспонденту "РГ" заместитель председателя комитета Арсен Фадзаев. - Будем настаивать, чтобы проблема была решена до 2010 года - окончания действия федеральной целевой программы "Жилище", в рамках которой выделяются жилищные сертификаты. Дальше тянуть просто некуда.

Со своей стороны, переселенцы готовы помогать властям в этом процессе, отметил председатель Северо-Осетинского регионального общественного движения "Вынужденный переселенец" Николай Кобесов. Лишь бы результат не заставил долго ждать.

Комментарий

Таймураз Мамсуров, глава Республики Северной Осетии - Алании:

- До начала 1990-х годов население республики составляло около 600 тысяч человек. При тогдашнем соотношении рождаемости и смертности о резком увеличении численности населения и речи быть не могло. Однако за год вследствие наплыва беженцев она возросла до 700 тысяч. Теоретически должна была случиться гуманитарная катастрофа со всеми вытекающими последствиями. Не знаю как, но мы выдержали эту нагрузку. Такой ситуации с вынужденными переселенцами, как в нашей республике, нет ни в одном регионе страны. Наши собственные возможности - финансовые, законодательные, материальные - исчерпаны. Часть общежитий, в которых проживают мигранты, находится в федеральной собственности, периодически на основании судебных решений людей пытаются выселять оттуда. И каждый раз пытаемся это предотвратить. Считаю, схема, предложенная представителями комитета, наиболее эффективна. Есть реальная перспектива, что будет выделяться не по одному жилищному сертификату в год, а столько, чтобы в ближайшие три-четыре года все семьи смогли обрести свою крышу над головой. Вопрос ставился и на моей встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым. Его резолюция положительна.

Справка "РГ"
На сегодняшний день на учете в УФМС по РСО - Алании состоит 5796 семей (17 741 человек). Из них в очереди на улучшение жилищных условий находятся 4275 семей (12 210 человек). Остальные 1521 семья (5531 человек) по разным причинам не смогли до сих пор встать на жилищный учет. В общей сложности с учетом лиц, потерявших статус, в обустройстве нуждаются около 10 тысяч семей вынужденных мигрантов из стран СНГ в количестве более 32 тысяч человек.