Новости

10.07.2008 03:00
Рубрика: Культура

Гордон и предубеждение

Стартовал новый амбициозный проект

В вечернем эфире Первого канала на прошлой неделе случилось, как ни крути, событие - посреди лета стартовал довольно амбициозный проект. Называется он "Гордон Кихот".

Первый блин оказался комом... эмоций, которые, признаюсь, меня как зрителя не очень задели. По причине предубеждения? А может, это шоу так и задумано? Там, в студии, чувства должны кипеть и выплескиваться через край, а мы, телезрители, на холодную голову оцениваем позиции сторон и суету сторонников.

Как бы там ни было, первый блин, независимо от его внешнего вида, стоит попробовать на вкус и на цвет. А уж что там скажут товарищи - дело десятое.

Противоречие, бросившееся в глаза

В заставке машет копьем мультиплицированный железный рыцарь. В анонсе мы услышали стих, где есть грозная строчка: "И стал я набираться железных этих сил. И стал меня бояться тот, кто меня гвоздил".

За сим рыцарь выходит в штатском и уже в прозе, без металла в голосе и даже как-то равнодушно излагает историю своей непоследовательной жизни. В юности у него были светлые идеалы, высокие цели. Но вот жизнь стала ему нашептывать компромиссы, и в один хмурый вечер он обнаружил, что идеалы сдулись, копье сломано, знамя стало тряпкой. "Жгучий стыд" охватил Александра, когда он увидел, что по его вине мир населяют "чудовища", с которыми сегодня в "пасмурном возрасте" решил "выйти на бой".

И вышел... с четким и ясно сформулированным пониманием того, что обязательно его проиграет...

Первые поединки

Александр Гордон, актер по образованию, всегда, сколько его помню по телевизору, являлся нам в образе Дон Кихота.

В самой первой программе на российском ТВ "Нью-Йорк, Нью-Йорк" он сражался с распространенными в начале 90-х стереотипами о городе-мечте, о городе мечты.

Разочарованный и усталый он вернулся в Россию, в страну, которая, чем дальше, к концу 90-х, тем пуще его разочаровывала. Адекватным отражением того состояния стала программа "Хмурое утро". Название говорящее. Это был еще один поединок с ветряными мельницами - с Его Ничтожеством - Обывателем.

Потом он обратился к чудакам не от мира сего. То есть к тем, к кому он относит себя самого. Следствием этого шага оказалась программа "Собрание заблуждений".

Дальше, если я правильно помню, появилось шоу "Процесс", предметом которого были споры о справедливости и праведности закона. Тогда и повстречался на пути Александра Гордона журналист Владимир Соловьев, который по комплекции подходил на роль Санчо Пансы.

В оруженосцы Владимир не пошел - у него были свои амбиции. Ничуть не меньшие, чем у Александра (недаром каждый из них любит создавать программы имени себя). Но двинулся Соловьев в сторону политики. Точнее - в сторону политической журналистики. И теперь его визитная карточка - программа "К барьеру!", конструкция которой довольно явно повторена в "Гордон Кихоте".

Ипостаси

Сходство форматов очевидно. Но попрекать в списывании кого бы то ни было глупо. В конце концов все шоу дуэльного типа в композиционном отношении похожи одно на другое. Тем более что здесь есть существенное формально-содержательное отличие.

Во всех других программах ведущий - секундант, рефери, царь Соломон, Господь Бог. А здесь он - Дуэлянт, он - Рыцарь. Он - Демиург. Он - Просветитель. Он - Пастух и Пастырь. И ко всему прочему неутомимый Моралист.

Одним словом, он - Гордон.

"Гордон" - это многоуровневое понятие, обнимающее и заключающее в себе все выше названные ипостаси.

Еще "Гордон" - это телевизионный формат. Совершенно отдельная на ТВ территория.

Другие подвиги странствующего рыцаря

По возвращении из Америки он странствовал в основном по эфиру: с радио на ТВ и обратно, с Первого - на НТВ и обратно, по пути заглядывая то в кинематограф (фильм "Пастух своих коров", 2002), то в театр (спектакль "Одержимые" по "Бесам").

Однако самый интересный его опыт: программа, которая называлась "Гордон". То была интеллектуальная медитация, интеллектуальное миросозерцание... К ведущему в студию за полночь приходили ученые; они не спорили, они погружались с головой в рассуждения на метафизические темы, абсолютно непонятные и неинтересные широкой телеаудитории.

Наверное, это был самый радикальный проект. В нем Александр Гордон пошел против течения самого массового из искусств - ТВ.

Александр Гордон удалился в эту интеллектуально-духовную схиму на два года, после чего вынужден был вернуться на землю то ли по объективным, то ли по субъективным причинам. А вернее, по тем и другим.

Вернувшись, Гордон Кихот пытался поработать психотерапевтом в рамках программы "Стресс". Но она только умножила его печали. Тогда он решился осуществить прорыв в Будущее с помощью ток-шоу "Гордон 2030". Светлое будущее не стало ближе, понятнее. Напротив, оно затуманилось, отдалилось. "Закрытый показ" новейших российских фильмов типа "Груз 200" еще рельефнее обострил это впечатление. И вот тогда он понял, что если не он, то кто даст бой злым волшебникам и чудовищным жизненным установкам?

Показательное поражение?

Первым драконом Гордон Кихот объявил скверную литературу, олицетворением которой, стали книги, изданные огромными тиражами Сергеем Минаевым.

Противоборство смотрелось странно. Рыцарь вызывает на бой противника и тут же отходит в сторонку, присаживается сбоку на край стула и наблюдает, как оппоненты отчаянно нападают друг на друга.

Заключая шоу, ведущий расписывается в своем поражении. Почему-то не без гордости. И почему-то... до начала сражения. Так не поступают настоящие Дон Кихоты. Если это только не хорошо продуманная пиар-кампания в пользу той самой литературы, которую на дух не принимает рыцарь печального образа Гордон Кихот... И еще вопрос: стал ли его бояться тот, кто его гвоздил?

Кстати 

В поисках ненавистного Дракона не лучше ли было бы Гордон Кихоту обернуться на коллег по эфиру Первого канала? Или он не смотрит нынешнее ТВ, как не читает современную литературу?

Опять тройка

Лучшие и худшие программы теленедели

Алесь Кожедуб, писатель

Лучшие:

1. "Гордон Кихот" (Первый). Хочу поддержать премьеру. Тем более что обсуждались близкие-близкие мне литературные темы. И вопросы - правильные.

2. "Три вальса. Клавдия Шульженко" ("Культура"). Понравился ход: сравнение Шульженко с Эдит Пиаф.

3. "Постскриптум" с А. Пушковым (ТВ Центр). Актуально. Вопросы, которые он поднимает, другие побаиваются затрагивать.

Худшие:

1. "Программа максимум" (НТВ).

2. "Русские сенсации" (НТВ). В каждой из этих пограмм не нравятся ведущие и манера подачи.

3. "Дом-2" (ТНТ). Раздражает уже давно.

Максим Пастер, солист Большого театра России

Лучшие:

1. "Жизнь прекрасна" (СТС). Там поют живьем и то, что хочется услышать.

2. "Приют комедиантов" (Первый). Собираются замечательные артисты и рассказывают театральные байки, а я их очень люблю.

3. КВН (Первый). Одна из самых веселых программ на нашем ТВ.

Худшие:

1. "Дом-2" (ТНТ). Неприятно, когда кто-то так нарочито выпячивает напоказ свою личную жизнь.

2. "Русские сенсации" и "Программа максимум" (НТВ). Очень обидно, что НТВ, телеканал, который раньше показывал "Намедни", скатывается до такой "желтизны".

3. "Аншлаг" ("Россия"). Это очень несмешно!

Алексей Смирнов, заведующий химико-токсикологической лабораторией

Лучшие:

1. "Петр и Феврония. История вечной любви" (Первый). Красивая история о любви, пусть и немного сказочная.

2. Теннис (Уимблдонский турнир. Финал. Мужчины) (НТВ). Игра была просто фантастической.

3. "События. Московская неделя" (ТВ Центр). Всегда стараюсь быть в курсе последних новостей.

Худшие:

1. "Король ринга" (Первый). Люблю смотреть бокс только тогда, когда на ринге выступают настоящие профессионалы.

2. "Шары ярости" ("Россия"). Категорически не приемлю фильмы с глупым юмором.

3. Футбол. "Терек"-"Спартак" ("Спорт"). Тяжело смотреть матчи отечественного чемпионата после Евро-2008.

Культура Кино и ТВ ТВ и сериалы Теленеделя с Юрием Богомоловым
Добавьте RG.RU 
в избранные источники