Наследники Остапа Бендера придумывают все новые способы выманить у доверчивых людей деньги с помощью сотового телефона.
- По данным нашей компании, жертвами разного рода мошенничества, основанного на доверии, становились семь процентов пользователей сотовых телефонов, еще четыре процента были жертвами краж мобильников. Общая цифра потерпевших может быть даже выше, ведь у части опрошенных нами респондентов пострадали также родственники или знакомые, - говорит пресс-секретарь одной из компаний - операторов связи Дмитрий Горох. - Для противодействия такому мошенничеству стоит объединить усилия правоохранительных органов, операторов связи и самих абонентов, поэтому мы обобщили накопленную у нас информацию и решили провести акцию по повышению "мобильной грамотности" населения.
Аналитики компании отследили несколько наиболее популярных у мошенников схем, построенных в основном на психологии манипуляции и с обязательным давлением временем: "ошибочный перевод средств", "случай с родственниками", "ложный приз" и другие. Общим во всех схемах является одно - для того, чтобы избежать беды или получить какую-то выгоду, необходимо в кратчайшие сроки положить деньги на указанный мошенниками счет. Психологи рекомендуют не принимать в таких случаях поспешных решений и звонить в сервисный центр оператора связи, поинтересоваться проводимыми там акциями и оказываемыми услугами. Если речь идет о близком человеке, который попал в беду, то советуют связаться с ним немедленно и узнать действительное положение дел.
Отдельной строкой в печальной статистике идут кражи мобильников на улицах городов и мошенничества с их подменой. По милицейским данным, практически каждый третий случай мошенничества в Ростовской области так или иначе связан с сотовыми телефонами. Злоумышленники просят на улице телефон, чтобы "сделать короткий звонок", и мгновенно убегают или уезжают, либо подменяют его искусно сделанным муляжом.
Вот основные сценарии действий мошенников.
Случай с родственниками
Мошенник представляется знакомым, другом или сослуживцем вашего родственника и взволнованным голосом сообщает, что с ним приключилась беда (попал в аварию, сбил человека) и сломался телефон (села батарейка, отобран бандитами, утерян). Предстоит еще очень много звонков, поэтому необходимо пополнить человеку баланс. Далее следует просьба купить карточку оплаты и продиктовать по телефону ее секретный код.
Липовый приз
На мобильный телефон абонента звонит лже-ведущий известной музыкальной радиостанции и поздравляет с выигрышем ценного приза. Чтобы получить приз, необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию, купить карту пополнения счета и сообщить ее данные диджею. Заплатив деньги и придя через несколько дней за подарком, обманутый абонент узнает, что на радиостанции подобного конкурса не проводили.
СМС-просьба
В последнее время абоненты сотовых операторов стали получать sms с просьбой: "У меня проблемы, позвони по такому-то номеру и, если он не отвечает, положи на него деньги и перезвони". Многие, особенно люди пенсионного возраста, пополняют счет мошенников, думая, что пишет кто-то из близких людей.
Платный код
Абоненту звонит человек, представляющийся сотрудником службы технической поддержки сотового оператора, с предложением подключить новую эксклюзивную услугу (для перерегистрации, во избежание отключения связи из-за технического сбоя, для улучшения качества связи и так далее). Для этого предлагается набрать под диктовку лже-сотрудника код, который на самом деле является комбинацией для осуществления перевода средств со счета абонента на счет мошенников.
"Штрафные санкции" оператора
Мошенник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора сотовой связи и сообщает, что при замене тарифного плана абонент не оповестил оператора (не внес своевременно оплату, пользовался услугами роуминга без предупреждения и так далее) и, соответственно, должен оплатить штраф в определенном размере, отправив номера карт оплаты на номер мошенников.
"Акции" оператора
Абонент получает сообщение об акции, проводимой его оператором. По условиям "акции" абонент до конца недели (месяца, года, жизни) получает возможность осуществлять бесплатные звонки по стране. Для этого ему необходимо всего лишь отослать в службу информационной поддержки (телефоны прилагаются) "оператора" коды нескольких карт оплаты. Естественно, выясняется, что карты оплаты пополняют счета мошенников.
Ошибочный перевод средств
Человек получает sms, оповещающее о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги "Мобильный перевод". Сразу же после ему звонит мошенник, который утверждает, что только что перевел деньги на его номер ошибочно и просит вернуть деньги обратно тем же "Мобильным переводом".