На Ставрополье обсуждают грядущую монетизацию региональных льгот

На обсуждение широкой общественности Ставрополья вынесен законопроект по замене натуральных льгот денежными выплатами для так называемых региональных льготников - ветеранов труда, тружеников тыла, пострадавших от политических репрессий, реабилитированных.

Для чего власти в очередной раз будоражат народ монетизацией и какова цена вопроса -  этой теме был посвящен "круглый стол" с участием  руководителей министерства труда и социальной защиты населения (МТСЗН), общественных организаций, региональных и районных СМИ.

Билет для зайца

- Нельзя монетизировать льготы по оплате коммунальных услуг, - убеждена жительница Ставрополя, ветеран труда Татьяна Шевелева. - Цены на них растут быстрее, чем официальная инфляция. Только тарифы на электроэнергию с начала этого года подскочили на 25 процентов. Поэтому рано или поздно денежные выплаты перестанут покрывать реальные расходы на коммуналку.

Это мнение разделяет абсолютное большинство льготников. Однако именно в данном вопросе право выбора у регионов практически сведено на нет. По словам министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края Алексея Карабута, Ставрополье - один из многих российских регионов, которым до начала следующего года необходимо осуществить переход от натуральных льгот по оплате коммунальных услуг к денежным выплатам. Это требование президента и правительства РФ. 

- Более того, финансовая помощь субъектам России из федерального Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства зависит от того, в каком виде предоставляются в регионе меры социальной поддержки, - уточняет начальник отдела социально-правовых гарантий МТСЗН СК Ирина Кулиничева. - Затянем с монетизацией - не получим четырех миллиардов  рублей, предусмотренных на капремонт многоквартирных домов.

Кроме льгот по ЖКХ, в Ставропольском крае решили заменить на денежную выплату и оставшиеся пять "привилегий". В их числе проезд на различных видах транспорта, бесплатные зубопротезирование, установка телефона и 50-процентная скидка по его оплате.

- Очевидно, что при замене этих льгот в первую очередь пострадают ветераны труда, проживающие на Кавказских Минеральных Водах, где есть пригородный железнодорожный транспорт и где люди могут совершать бесчисленное количество поездок, - выразил точку зрения большинства председатель Ставропольского краевого Союза ветеранов Николай Голодников.

Нужно ли и здесь спешить с монетизацией оставшихся льгот, ведь федеральная власть на ней уже не настаивает? - задали на "круглом столе" вопрос министру.

- Во-первых, во многих регионах России само понятие "льгота в натуральном выражении" уже не существует. Там они давно заменены на единые денежные выплаты (ЕДВ), и в этом ряду Ставрополье выглядит явным аутсайдером, - объяснил собравшимся Алексей Карабут. - Во-вторых, мы постоянно сталкивались с многочисленными случаями злоупотреблений правом на бесплатный проезд по краю. Так, по результатам прошлогодней проверки выяснилось, что почти половина билетов предоставлена подставным лицам.

Ну и, наконец, в-третьих. И это, пожалуй, самая главная причина перехода на ЕДВ.

Сам принцип предоставления услуг в натуральном выражении вызывает много справедливых нареканий у тех, кто ими по каким-либо причинам не может воспользоваться. По статистике лишь 25 процентов льготников пользуются правом на бесплатный проезд по внутрикраевым маршрутам. А протезирование зубов за счет бюджета востребовано лишь одним процентом тех, кто может получать этот вид социальной поддержки.

Очевидно, что жители городов - особенно региона Кавминвод, для которых электричка - наиболее доступный и распространенный вид транспорта, находятся в более выигрышном положении. Если перевести потребляемые ими услуги в денежный эквивалент, они потянут почти на тысячу рублей.

В то же время ветераны труда в Арзгирском, Степновском, Грачевском, Туркменском районах "съедают" доступные им льготы на сумму менее 600 рублей.

Поделили поровну

Жители районов с "недоразвитой" инфраструктурой, по словам сотрудников отдела социально-правовых гарантий краевого министерства труда и соцзащиты, обращаются к ним с одной просьбой - отдайте нам то, что мы недополучаем, деньгами. Как это сделать? Ответ очевиден: поделить средства, предусмотренные бюджетом края на предоставление мер соцподдержки, поровну между всеми льготниками.

- В результате несложных математических действий (годовой объем расходов делим на количество льготников и на 12 месяцев) мы получили следующие цифры. На каждого ветерана труда в месяц придется 731 рубль, на труженика тыла - 443 рубля, реабилитированного - 807 рублей, пострадавшего от политических репрессий - 627 рублей, - уточнил Алексей Карабут.

Исходя из этих данных вначале и было предложено установить ЕДВ в размере 800 рублей - для ветеранов труда (федеральных и региональных), жертв политических репрессий и награжденных медалью "Герой труда Ставрополья". В размере 500 рублей - для тружеников тыла и пострадавших от политических репрессий.

Как видно, даже в этом случае он перекрывал достигнутый уровень социальной защиты. Однако затем региональное правительство озвучило цифры, которые возросли по сравнению с прежними почти в два раза - 1200 и 900 рублей соответственно. Это, исходя из дефицита краевого бюджета, - максимально возможный размер ЕДВ. Аналогичный только в Калининградской области, а в соседних регионах - Ростовской и Волгоградской областях - для ветеранов труда он составляет 800 и 400 рублей соответственно.

- Решение об увеличении денежной компенсации принято после того, как законопроект в ходе первоначального обсуждения населением вызвал нежелательный социально-политический резонанс. Могу сказать, что новая редакция законопроекта большинство региональных льготников пока вполне устраивает, - подытожил дискуссию Алексей Карабут.

Комментарий

Николай Пальцев, заместитель председателя правительства Ставропольского края:

- Довольно часто приходится слышать от противников монетизации, что ЕДВ - это уравниловка, так как льготнику независимо от его фактических затрат предлагается некая усредненная выплата. Но давайте разберемся. Определенная часть жителей края не пользовалась льготами не потому, что они им были не нужны, а потому, что оказались элементарно недоступны в силу сложившейся транспортной и коммунальной инфраструктуры. Нет электрички, нет телефона, а если дом частный, то и льгота по оплате жилья неприменима. Совершенно очевидно, что только на этом основании лишать человека положенных ему мер социальной защиты незаконно. Но так как мы не в состоянии изменить сложившуюся инфраструктуру, необходимо компенсировать указанный недостаток деньгами. На мой взгляд, в этом и реализуется принцип социальной справедливости.