10.07.2008 01:11
    Поделиться

    Сахалинский моряк во дворе собственного дома нашел место для штурала

    Язык не поворачивается назвать миниатюрными модели исторических парусников жителя села Охотское Александра Медведева.

    Примерно в два раза уменьшенную по сравнению с оригиналом четырехмачтовую каракку "Виктория" он установил во дворе своего дома.

    Порт на грядке

    Теперь воссозданный по описаниям корабль из экспедиции Фернана Магеллана притягивает внимание всех проезжающих мимо. А уж внуков да и сельских мальчишек сюда тянет как магнитом: постоять у штурвала, потрогать снасти, ударить в корабельный колокол.

    -  Хочу, чтобы нынешнее молодое поколение знало знаменитых мореходов прошлого и их открытия. А то ведь доходит до того, что Колумба называют первооткрывателем Сахалина, а кто такой Магеллан, и вовсе не ведают, - объясняет свой необычный поступок  Александр Васильевич. - Еще хотелось сделать приятное жителям села, да и заниматься ведь чем-то надо.

    Сегодня бывший моряк на пенсии, в Охотское перебрался, чтобы ухаживать за больной мамой. О том, чем он начал увлекаться раньше - историей мореплавания или столярно-плотницким делом, - сейчас уже не может сказать. Мастерить корабли его никто не учил, но с малолетства Медведев любил занять руки какой-нибудь кропотливой работой. И непременно при этом подражал взрослым - делал все аккуратно и точно, дотошно выясняя и осваивая все тонкости рабочего процесса. А в 14 лет Александр уже смог возглавить бригаду по строительству дома для сельского учителя.

    Позже его умение обращаться с деревом по достоинству оценили в мореходном училище Владивостока, куда поступил после школы. Под его началом в ремонтной бригаде работали курсанты вдвое старше по возрасту.

    А модели кораблей начал делать уже после окончания мореходки, когда работал начальником радиостанции на сахалинских судах.

    - Рейсы тогда длились от года до полутора, и если не занять себя чем-нибудь в перерывах между работой, то переносить длительную оторванность от дома было очень тяжело, - рассказал Александр Васильевич.

    От малого к великому

    Сооружение кораблей - правда, не таких, как "Виктория", а более миниатюрных, стало для Медведева способом сохранить душевное равновесие в утомительных морских рейсах. Поэтому в море он всегда выходил с запасом необходимых материалов. На изготовление каждого парусника, независимо от его размеров, как правило, уходило около года. Первые изготовленные во время морских путешествий модели парусников Медведев подарил друзьям. Только позже, когда создал собственную семью, обзавелся квартирой, стал оставлять парусники дома.

    А изготовлением крупногабаритных моделей занялся уже после выхода на пенсию и переезда в Охотское. Времени на строительство корабля, по размерам сравнимого с настоящим, уходило примерно столько же, сколько и на сооружение миниатюрного макета. Но раздобыть и доставить к дому необходимые материалы стало гораздо сложнее.

    По словам Александра Васильевича, знающего в округе все технические свалки, сегодня там не найдешь столько полезных вещей, как в былые времена. Слишком многих стали интересовать и металл, и строительные материалы. А закупить все для постройки парусника на пенсию моряка немыслимо.

    Корабль мечты

    Поэтому Медведеву удалось реализовать далеко не все свои идеи. Четырехмачтовая каракка "Виктория" - одна из них. Как рассказал Александр Васильевич, во время своих морских путешествий он не раз прошел по пути экспедиции Магеллана на современных судах водоизмещением в десятки тысяч тонн. И не переставал удивляться смелости мореходов, рискнувших отправиться в этот путь на маленьких деревянных кораблях.

    Для городского парка Южно-Сахалинска Медведев изготовил парусник "Санта Мария". Правда, точных описаний судна, на котором Колумб открыл Америку, не сохранилось, и опираться пришлось лишь на несколько сохранившихся рисунков. Но, видно, для опытного корабела это не проблема.

    - Были бы средства, я бы тут еще несколько кораблей поставил, - мечтательно говорит Александр Васильевич.

    Он давно вынашивает задумки создать во дворе целую флотилию. Есть желание построить один из кораблей-близнецов петровской эпохи - "Святой Павел" или "Святой Петр". А еще воображение моряка пленил знаменитый чайный клипер "Катти Сарк", построенный в конце XIX века, а в наши дни ставший одной из главных достопримечательностей Лондона. Когда-то, во время недолгой стоянки в порту этого города, Медведев сделал фотоснимки "Катти Сарк" и надеется, что они ему еще пригодятся.

    Поделиться