10.07.2008 03:28
    Поделиться

    Нехватка подзаконных актов мешает работе сахалинских рыбаков

    Сегодня на восточном побережье Сахалина открывается главная промысловая кампания года - лососевая. Таким образом, рыбаки уже всех прибрежных районов островного региона начинают искать свою удачу в неводах.

    Однако, не успев начаться, путина всерьез озадачила ее организаторов и непосредственных участников. Об этом корреспондент "РГ" беседует с вице-губернатором Сахалинской области Сергеем Карепкиным.

    Российская газета : Сергей Петрович, мы с вами уже говорили о том, что законодательные неувязки, неподготовленность нормативно-правовой базы могут вызвать в начальный период путины немалые сложности и проблемы. Судя по всему, они не заставили себя ждать?

    Сергей Карепкин:  Да, и в  первую очередь наши проблемы объясняются тем, что пресловутый ОДУ - общий допустимый улов, уже чуть ли не отмененный, все-таки остался, о чем стало известно в мае, то есть перед самым началом путины  на юго-западном побережье Сахалина. До последнего момента Госкомитет по рыболовству нам говорил: забудьте про ОДУ.

    РГ: Но это не явилось для вас большой неожиданностью?

    Карепкин:  Конечно, нет! Мы и сами предлагали эту путину в последний раз проводить по старой, уже отработанной схеме, а новую запускать в следующем году, когда будет подготовлен весь пакет нормативно-правовых документов к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Этот базовый закон был кардинально изменен в ноябре прошлого года, но многие внесенные в него поправки сейчас не только не работают, потому что нет подзаконных актов, но и тормозят работу рыбаков.

    Новыми Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна в этом году впервые разрешен промышленный лов лососевых на северных Курилах, туда выделена квота более 3000 тонн горбуши, кеты, нерки. Областная комиссия по добыче анадромных видов рыб распределила ее между предприятиями, установила места лова. Но наше решение не утвердило Сахалино-Курильское территориальное управление Росрыболовства, поскольку квотами можно наделять только при наличии рыбопромысловых участков. А таких участков в Северо-Курильском районе никогда не было, так как там находится особо охраняемая природная зона, где обитают каланы. Местные рыбопромышленники попытались заключить договоры с сахалинскими коллегами. Но и это не прошло. Причем отказывают, ссылаясь на отсутствие нормативных актов, представители именно того ведомства, которое само же их и не разработало к установленному сроку.

    РГ:  Выходит, северокурильчане останутся без рыбы? Видит око, да зуб неймет?

    Карепкин: Сейчас мы в срочном порядке формируем перечень участков на северных Курилах. Но даже если федеральное агентство по рыболовству оперативно согласует наши предложения, время будет упущено, ведь на эти участки надо еще и конкурсы объявлять. В лучшем случае, я думаю, рыбаки Северо-Курильска успеют взять какую-то часть выделенной им горбуши. Вот так формальный подход вредит делу.

    Пока решаются бумажные проблемы, большая часть рыбы на северных Курилах уже пройдет

    РГ:  В старой схеме распределения водных биологических ресурсов учитывался такой критерий, как задолженность предприятия по зарплате…

    Карепкин: Не только задолженность! Мы добивались, чтобы заработная плата в отрасли начислялась не ниже прожиточного минимума. Однако известный приказ № 75 министерства сельского хозяйства РФ, установивший этот критерий, в связи с изменениями законодательства о рыболовстве утратил силу. Правда, на своем первом заседании наша комиссия по анадромным видам рыб предложила при распределении прибрежных квот на вылов лососей все же учитывать уровень выплачиваемой предприятиями зарплаты относительно прожиточного минимума, уменьшать должникам квоты наполовину, но прокуратура и управление федеральной антимонопольной службы возразили: никаких дополнительных условий, критерий только один - наличие рыбопромыслового участка.

    В результате задолженность по зарплате в рыбной отрасли в первом полугодии возросла и достигла, по данным госстатистики, почти 10,5 миллиона рублей. А мы лишились действенного рычага, с помощью которого могли влиять на ситуацию. Поэтому будем доказывать свою правоту в порядке законодательной инициативы.

    РГ: В прошлую лососевую путину рыбаки жаловались, что управление Россельхознадзора для вывоза рыбной продукции за пределы области вынуждает их делать ее экспертизу только в своей центральной ветлаборатории. А как в этом году?

    Карепкин:  Этот вопрос недавно обсуждался в департаменте по рыболовству. Пакет документов, требуемых при обороте готовой рыбной продукции, включает в себя удостоверение о качестве, сертификат о соответствии либо декларацию, товаротранспортный документ и ветеринарное свидетельство. В отношении первых четырех документов все предельно ясно, проблемы возникают с ветеринарными. Территориальным управлением Россельхознадзора вывоз продукции, не подвергнутой исследованию в ФГУ "Сахалинская межобластная ветеринарная лаборатория", по-прежнему приостанавливается в пунктах пропуска за пределы области. Доводы областной администрации и рыбаков о том, что требование везти в Южно-Сахалинск свежую рыбопродукцию с севера Сахалина или Курил абсурдно, не действуют. В преддверии путины областные власти вместе с другими федеральными структурами вновь попытались убедить надзорный орган в необходимости привлекать для проведения анализов и другие аккредитованные лаборатории, однако понимания не нашли.

    РГ: Но в СМИ сообщалось, что решением арбитражного апелляционного суда Владивостока требования сахалинского управления Россельхознадзора к производителям рыбной продукции проводить ветеринарно-санитарные экспертизы только в госветучреждениях области признаны законными.

    Карепкин: Пусть тогда организуют свои филиалы в отдаленных от областного центра муниципальных образованиях. Россельхознадзор предложил рыбакам воспользоваться услугами диагностических центров в поселке Тымовском и городе Углегорске, но они не имеют аккредитации на проведение исследований по показателям безопасности.

    Формально быть правым очень легко. Если бы при этом еще и дело не страдало.

    Поделиться