10.07.2008 03:47
    Поделиться

    Частные клиники предлагают партнерство Минздраву Свердловской области

    Ассоциация врачей частной практики предлагает минздраву Свердловской области партнерство в оказании бесплатной медицинской помощи. Если они договорятся, в Екатеринбурге будет сделан новый шаг в развитии государственно-частного партнерства.

    Бюджет на койку

    Постучу по дереву - собственный организм пока больших сбоев не дает. Так что, если бы не потребовалось по работе, наверно, и дальше не имел бы понятия о той больничной математике, на расчетах которой базируется экономика современной уральской медицины. Оказывается, каждый из 4,4 миллиона жителей Свердловской области в течение нынешнего года может девять - десять раз наведаться в поликлинику, трое суток проваляться на койке в стационаре и еще полдня в дневном. Плюс к тому, каждый третий - по разу вызвать государственную "скорую помощь".

    Это, как говорится, "в среднем по палате". Однако исходя из этих цифр, и с учетом некоторых других расходов, государство и территориальный Фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в 2008 году планируют вполне конкретно потратить на финансирование областной программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению региона 32,6 миллиарда рублей - соответственно по 7,4 тысячи на каждого жителя.

    Расходы на лечение больного обычно солиднее. Однако даже подушевая сумма финансирования такова, что иные поинтересуются: "А можно деньгами?" Даже те, кто в состоянии предпочесть платную медицину. Все равно за талончиком в районную поликлинику не каждый пойдет занимать очередь с шести утра, а тут, глядишь, взял бы причитающееся, да хоть чуток сэкономил.

    А сколько пациентов несут свои деньги в частные клиники и медицинские центры? С ходу не узнаешь. Во всяком случае, на интернет-сайтах самих клиник такой информации нет и на сайте областного минздрава - тоже. В ответ на прямой вопрос его специалисты разводят руками: сравнительным анализом состояния и развития государственной и частной медицины, похоже, не занимается никто. Только одно из приложений к той же программе, вывешенной на сайте ТФОМСа, позволяет подсчитать: из всех денег, что выделяются по его линии на оказание бесплатной медпомощи, частникам достается менее 2,2 процента, а с учетом бюджетных расходов - и вовсе 1,4. Стало быть, берут свое за счет платных услуг и добровольного медстрахования.

    Судя по тому же приложению, эти крохи из ТФОМСа перепадают лишь двум из четырех частных медицинских организаций, которые в нем упомянуты. В целом же фонд указывает среди своих партнеров, работающих в системе обязательного медстрахования, десять негосударственных медицинских организаций. Три из них - медсанчасти крупных предприятий, которые вместе с коллегами, входящими в систему Российских железных дорог, фактически не имеют в своей округе сопоставимых конкурентов.

    Секретный диагноз

    Все остальные получатели обязательных страховых и сверх того, понятно, бюджетных денег - МУЗы, ГУЗы и ОГУЗы. То есть муниципальные и государственные учреждения здравоохранения.

    Ладно, если эти "узы" крепки и со своими обязанностями справляются. В областном минздраве, судя по всему, многие считают именно так. Во всяком случае, главный специалист отдела ОМС Елена Козюк в разговоре с корреспондентом "РГ" никакой тревоги по поводу положения дел не высказала. По ее мнению, сравнивать ситуацию в частной и государственно-муниципальной медицине вряд ли корректно - виды услуг и потоки пациентов разные. Высокие технологии частнику в принципе не потянуть, а вот стоматология - да, тут он развернулся. Врачи везде одинаковые, в одних и тех же вузах выученные, так что качество услуг вполне сопоставимо. Вся разница, пожалуй, в сервисе - вот за вежливость и отсутствие очередей, получается, деньги и берут.

    Председатель Свердловского регионального отделения общероссийской Ассоциации врачей частной практики и руководитель одного из екатеринбургских медицинских центров Игорь Иваненко такого благодушия не разделяет. И призывает в свидетели любого из посетителей тех же государственных и муниципальных поликлиник. Исход профессиональных специалистов из амбулаторного звена, по его словам, продолжается, и не только в частные клиники, но и, к примеру, в фармацевтический да, бывает, и вообще не связанный с медициной бизнес. С профилактическими медосмотрами, на которые государство второй год выделяет значительные средства, муниципальные поликлиники не справляются. А те, на которые сил еще достает, выявляют новых больных, и их надо дальше лечить - а некому.

    Состояние официальной медицины характеризует и такой факт: всего в пяти поликлиниках Екатеринбурга проводится медицинское освидетельствование мигрантов, в том числе иностранных рабочих. В значительной степени именно поэтому, считает Иваненко, Свердловская область не может увеличить соответствующую квоту - и в результате вместо дополнительных поступлений в бюджет получает рост нелегальной иммиграции.

    Тут бы всю эту дисгармонию алгеброй проверить - ан нет: если кто и отслеживает, к примеру, кадровые медицинские потоки, то обнародовать итоги явно не торопится. Минздрав вообще, не таясь, делит документы на открытые и закрытые, объясняя свою позицию тем, что некоторые ведомственные бумаги предназначены исключительно для внутреннего пользования. Наверное, об иных проблемах человеческого организма обывателю и впрямь лучше не знать. Но экономические выкладки, которые позволяют судить о реальном состоянии организма областной медицины, душевное равновесие общественности, полагаю, не нарушат.

    ОГУЗы и огузки

    Как бы то ни было, ассоциация сегодня ставит вопрос о более широком включении частной медицины в реализацию той самой территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи. Если быть совсем точным - малых и средних частных медицинских организаций, поскольку ряд крупных, как отмечалось, в нее уже вовлечен. Хотя, думается, и они были бы не прочь свою долю увеличить.

    С точки зрения развития бизнеса, вполне логично: деньги страховые, гарантированные - что называется, ужасно хочется поработать. Самолюбие опять же, вполне возможно, задевает: если те - ОГУЗы, то частники - огузки что ли? Они вон уже и высокие технологии вроде экстракорпорального оплодотворения и эндопротезирования вполне успешно осваивают. Впрочем, Игорь Иваненко просто предлагает вспомнить о цели провозглашенной несколько лет назад реформы здравоохранения - повышении качества и доступности медицинского обслуживания.

    Государство в свою очередь тоже можно заподозрить в чисто ведомственном радении. Несколько лет назад, когда вводились те же родовые сертификаты, ассоциация предложила федеральному Фонду соцстраха включить в эту систему и частников. Но оттуда без обиняков ответили: эти средства предназначены для поддержки государственного здравоохранения. Хотя то, что государство не оплачивает родовые сертификаты, с которыми беременные женщины приходят в частные клиники, попросту нарушает их законное право на выбор врача.

    Впрочем, Елена Козюк не против: если предприниматели от медицины хотят и, главное, могут - пусть включаются в систему ОМС. Но при этом понимают, что работать им придется по жестким тарифам и нормам. Если, к примеру, в частных клиниках сегодня обязательная экспертиза проводится только по жалобам, то в государственных и муниципальных, в зависимости от программы, ей подвергаются от четырех до десяти процентов врачебных действий.

    Иваненко согласен, что запускать в систему сразу все средние и малые частные клиники не стоит, надо начать с нескольких, наиболее готовых. Однако считает, что контроль у ТФОМСа сегодня хромает - иначе откуда бы взялась молва о том, что объем оплаченных им услуг далеко не всегда совпадает с реальным. В то же время частнику надо блюсти репутацию, а потому у него учет налажен строго, вплоть до соответствующего программного обеспечения, которое, кстати, может пригодиться и коллегам-муниципалам.

    И в подготовке сертифицированных экспертов, которых ТФОМСу опять же недостает, ассоциация готова помочь. А участие негосударственных клиник в подготовке новых врачей, в том числе интернов, которые после пятилетнего обучения должны еще год практиковаться под присмотром ответственных профессионалов, - вообще отдельная тема, тоже как нельзя лучше вписывающаяся в концепцию государственно-частного партнерства. По сведениям редакции "РГ", она недавно обсуждалась в Уральской медакадемии на специальном семинаре, куда были приглашены представители частных структур. Но говорить об этом с журналистом представители вуза после недельного размышления почему-то отказались, да еще с явной тревогой, о причинах которой пока остается только гадать.

    Так или иначе, при всех расхождениях явно имеются и точки соприкосновения. Во всяком случае, глава регионального ведомства - министр здравоохранения Свердловской области Владимир Климин - частно-государственное партнерство в своей епархии полностью поддерживает. Возможно, потому, что сам он не только врач, но и экономист, и ранее занимался как медицинской наукой, работая в той же медакадемии, так и медицинским страхованием.

    Уже восемь месяцев при областном минздраве действует общественный экспертный совет с участием представителя Ассоциации врачей частной практики. Разработано положение о координационном совете по частному здравоохранению. А в ближайшее время ассоциация представит в министерство подготовленный ею пилотный проект организации участия негосударственных - частных и ведомственных - медицинских организаций в программе обязательного медицинского страхования. Если ему будет дан ход, возможно, очереди за здоровьем в государственных поликлиниках станут короче.

    Поделиться