Оборонная промышленность Свердловской области выходит из кризиса

Выставка вооружений, открывшаяся вчера на полигоне "Старатель", - важнейшее событие для предприятий оборонной промышленности Среднего Урала, подводящее итог двухлетней подготовительной работы и открывающее новые перспективы для роста объемов производства и международного сотрудничества.

О роли нижнетагильской выставки "Russian Expo Arms" в укреплении позиций уральской оборонки и стратегических направлениях развития этой отрасли "Российской газете" рассказали участники "совета экспертов": начальник отдела машиностроения и оборонно-промышленного комплекса министерства промышленности и науки Свердловской области Александр Макаров, вице-президент Союза предприятий оборонных отраслей Свердловской области, генеральный директор завода имени Калинина Николай Клейн, генеральный директор Союза предприятий оборонных отраслей, председатель комитета по социальной политике областной Думы Виталий Смирнов, генеральный директор Уралтрансмаша Юрий Комратов, генеральный директор Серовского механического завода Александр Никитин, генеральный директор завода радиоаппаратуры Сергей Новосельцев и начальник управления информации Уралвагонзавода Борис Минеев.

Концепция конверсии

Российская газета: Еще несколько лет назад о судьбе российской оборонки было принято говорить с болью и сожалением. Однако в последние годы большинство предприятий ОПК Свердловской области увеличивают объем производства, так в 2007 году прирост составил 23 процента. По мнению экспертов, успешному выходу отрасли из кризиса способствовала продуманная политика областных властей, направленная на поддержку предприятий ОПК - одной из основных отраслей экономики региона.

Александр Макаров: Хотя часть заводов сохранить не удалось, в частности закрылось несколько предприятий, производивших боеприпасы, все же оборонно-промышленный комплекс пережил самый трудный период. Одиннадцать лет назад был создан Союз оборонных предприятий Свердловской области, который все эти годы помогал чувствовать плечо друг друга, своевременно обсуждать злободневные проблемы, оперативно реагировать на государственные стратегические решения, обсуждать вопросы внутрирегиональной кооперации. В конце 1990-х годов в области была разработана программа конверсии, которая носила концептуальный характер.

РГ: Можно ли сказать, что конверсия в Свердловской области осуществлена успешно?

Александр Никитин: Гражданская продукция сегодня занимает около 65 процентов в общем объеме выпуска нашего завода. В общем­то, все эти годы мы выживали именно за счет гражданской продукции - гос­оборонзаказ возобновился в хороших объемах только в 2006 году. Когда он сократился практически до нуля, искали заказчиков, которые в то время оставались платежеспособными - нефтедобывающие и горнорудные предприятия. В результате нам удалось сохранить технологию, кадры, оборудование. Сказалась и поддержка областного правительства: мы получили в свое время льготный кредит.

Борис Минеев: Конверсия подстегнула экономический и интеллектуальный потенциал предприятий: так, наши конструкторы разработали целый ряд изделий дорожно­строительной тематики (экскаваторы, погрузчики), многофункциональный трактор, железнодорожные цистерны. До реформ мы выпускали лишь грузовые полувагоны. Сегодня в линейке только железнодорожной продукции 19 наименований. Ситуация на рынках меняется, но то, что у завода широкий модельный ряд продукции, в том числе и гражданской, позволяет ему достаточно уверенно себя чувствовать. Спасением стали и технологии двойного назначения.

Наскрести на новый станок

РГ: Какие проблемы наиболее актуальны для предприятий ОПК?

Николай Клейн: Для того чтобы увеличить в четыре раза производительность труда, необходим прорыв - технологическая революция. По ряду технологий мы отстали на десятки лет, но средств на техперевооружение у оборонки нет. У других есть, а у нас нет. Металлурги заявляют, что у них все прекрасно: они закупают целые заводы, новые цеха на Западе. Но они за наш счет это оборудование приобретают. Мы - единственная отрасль в стране, где плановое регулирование ценообразования. В результате рентабельность предприятий ОПК - два­три процента либо даже отрицательная. Мы поставлены в неравные условия с другими субъектами рынка. Если государство ограничивает цену, оно должно компенсировать наши потери из бюджета.

Никитин: Износ оборудования на нашем предприятии 65-70 процентов, несмотря на то, что мы пытаемся его обновлять, но наши возможности очень малы. Какие-то средства государство выделяет, мы кое­что начали делать, но это точечные вливания. Чтобы решить проблему перехода на инновационный путь развития, нужно глобальное перевооружение. При создании госкорпорации "Ростехнологии", куда войдет и наш завод, задача стоит именно такая - перевести предприятия на современные технологические рельсы. Поэтому надеюсь, что через эту корпорацию будет финансироваться техническое перевооружение. Но мы и сами ищем варианты, в том числе пытаемся привлечь иностранных инвесторов интересующей их гражданской продукцией.

Юрий Комратов: Главная проблема сейчас в Российской Федерации - рабочие руки. Говорить о техническом перевооружении, если нет рабочих, преждевременно. Средний возраст специалистов просто катастрофический. Но вопрос гораздо глубже, чем просто подготовка рабочих и инженеров. На государственном уровне проблему можно решить двумя способами. Первый - колоссальные вливания денежных средств в техническое перевооружение заводов, которые необходимы государству. И второе, это сугубо мое мнение, - нужно вернуться к мобилизационной экономике. То, что мы называем "биржей труда", не так давно в нашей истории называлось тунеядством. Нужно просто заставить всех работать, а не делать вид, что они ищут работу.

Макаров: Что касается кадровой проблемы, дефицит будет усиливаться. Выход один - внедрение малолюдных технологий, замена универсального металлообрабатывающего оборудования на комплексные автоматизированные производственные линии. Необходимо повысить уровень оплаты труда, качество персонала, привлекательность рабочих мест в оборонно-промышленном комплексе. Кроме того, в 2008 году правительством Свердловской области выделено 100 миллионов рублей на модернизацию восьми профтехучилищ, существующих при базовых предприятиях ОПК, - средства пойдут на создание современных учебных классов.

Льготы для избранных

РГ: Предприятия оборонной промышленности находятся в федеральной собственности. Есть ли у региональных властей возможность оказывать им поддержку?

Сергей Новосельцев: Сто процентов налога на имущество идет в местный бюджет, три четверти налога на прибыль - тоже. Если региональные власти понимают, что техническое перевооружение оборонки - это задача номер один, пусть установят нам льготу по этим налогам: скажем, 50 процентов прибыли не будет облагаться налогом в той части, которая пошла на техническое перевооружение. Хорошо бы новое оборудование три­пять лет не облагать налогом на имущество. Таким образом можно помочь очень существенно, и не только оборонке. Важно определить те отрасли, которые необходимо поддержать.

Виталий Смирнов: На законодательном уровне в масштабах субъекта Федерации и муниципалитетов можно решать только вопросы, связанные с арендой земли или помещений. Так, город Екатеринбург два года предоставлял такую льготу предприятиям ОПК, но в текущем году она не предусмотрена. У муниципалитетов значительные планы по наполнению доходной части бюджета, поэтому им, конечно, тяжело отказаться от дополнительных денег. Область в рамках своих полномочий такую льготу тоже предоставляла, но в 2008 году ее нет. Что касается других вопросов, которые сегодня ставят перед властями оборонщики, например, содержания мобилизационных мощностей, других льгот, их нельзя провести через законодательство субъекта Федерации именно потому, что предприятия ОПК - федерального подчинения и это будет нарушением Бюджетного кодекса.

Однако субъекты Федерации и муниципалитеты могут поддерживать предприятия ОПК другими способами: например, с помощью заказов, скажем, на изготовление трамваев или машин для уборки улиц городов. То есть на уровне региона мы не можем принять такой закон, под который все предприятия "поднырнули" бы. Но завод может составить конкретный план участия в региональных и муниципальных программах, в рамках которых получит какие­либо льготы и преференции.

Сила корпоратива

РГ: Развитие внутриотраслевой кооперации, на которую сейчас делается ставка, способно увеличить конкурентоспособность отрасли и отдельных предприятий ОПК?

Макаров: Естественно, чем теснее кооперация, тем меньше дубляж на одних и тех же технологических переделах. Это позволяет повысить серийность, а значит, производительность труда, рентабельность производств. У нас определено ключевое направление - разработана областная программа создания региональных технологических центров. Первые мы уже презентовали - это шесть центров в компании "Пумори­СИЗ", на Уралбурмаше, в октябре планируем открыть региональный центр лазерной обработки металла на базе УралНИТИ, на очереди центры по термообработке, литью, гальванике, ремонту и модернизации металлорежущего оборудования. Они будут обслуживать предприятия и гражданского машиностроения, и оборонно-промышленного комплекса. Подобные программы развиваются, на будущий год мы рассчитываем расширить меры прямой финансовой поддержки из областного бюджета.

Предприятия ОПК Свердловской области также участвуют в федеральной программе реформирования оборонно-промышленного комплекса. Важным ее элементом будет включение уральских заводов в состав крупных федеральных оборонных холдингов. Слабость наших предприятий - в их небольшом масштабе по объемам производства, а значит, и по возможности его модернизировать, внедрять инновации. Только крупные корпоративные структуры сегодня жизнеспособны, ведь нам приходится конкурировать в глобальном пространстве.

РГ: Какую роль в укреплении позиций уральской оборонки на мировом рынке вооружений играет нижнетагильская выставка?

Минеев: Уже после одной из первых выставок подсчитали, что объемы гособоронзаказа и иностранных договоров предприятий ОПК Свердловской области выросли в три раза. Поэтому сегодня уральская оборонка в числе лидеров, и предприятия ОПК уделяют такое внимание укреплению материальной базы выставки, развитию инфраструктуры выставочного комплекса. Во время прошлогодней выставки только на стенде УВЗ были подписаны договоры на 556 миллионов рублей.

Макаров: Сам факт, что выставка проходит уже в одиннадцатый раз, говорит о том, что она востребована. Мероприятие давно превратилось в полноценный форум оборонной промышленности страны. Помимо презентационных возможностей (а программа показа все более насыщена и зрелищна), выставки становятся местом проведения деловых переговоров и конференций, посвященных обсуждению проблем развития ОПК. Думаю, что и участники саммита ШОС, который пройдет в будущем году в Екатеринбурге, смогут убедиться: нам есть, что показать, и мы умеем проводить выставки на уровне мировых стандартов. Надеемся, что деловые контакты позволят загрузить предприятия ОПК Свердловской области на несколько лет вперед.

Компетентно

Евгений Федоров, председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству:

- Предприятия ОПК уже давно получают средства из бюджета на техническое перевооружение, так что вопрос надо ставить не о том, что денег нет, а о том, что их недостаточно для масштабной модернизации производства. К тому же, когда оборонщики получают госзаказ, им предоставляются государственные инвестиции через механизм амортизации основных фондов. Разумеется, этот механизм несовершенен и его надо менять, чтобы у предприятий был стимул покупать не просто новое, но самое современное, высокотехнологичное оборудование. Кроме того, инвестиционный процесс должен осуществляться через нематериальные активы, например, продажу патентов, как это делается во всем мире.

Надеюсь, включение предприятий ОПК в госкорпорации и вертикально­интегрированные холдинги активизирует этот процесс, улучшит инвестиционный климат в отрасли. На это направлен и комплекс системных мер, который сейчас прорабатывается в правительстве и Госдуме.